Вопросы к экзамену по курсу
«Психология развития и возрастная психология»

  1. Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
  2. Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
  3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
  4. Методы возрастной психологии и психологии развития.
  5. Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер),  нормативный  подход  к  исследованию развития (А. Гезелл, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).
  6. Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теория социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л.С. Выготский).
  7. Теории развития человека: психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
  8. Движущие силы и условия психического развития.
  9. Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека.
  10. Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики.
  11. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
  12. Закономерности психического развития.
  13. Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.
  14. Проблема кризиса психического развития. Основные характеристики и структура кризиса. Возрастные кризисы.
  15. Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных  подходов:   З. Фрейд,   А. Валлон,   Э.Эриксон,  Ж. Пиаже,  Ш. Бюллер,  Л. Колберг и др.).
  16. Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.
  17. Основные теоретические подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.
  18. Периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.
  19. Пренатальное развитие.
  20. Характеристика периода младенчества. Кризис 1 года.
  21. Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.
  22. Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.
  23. Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.
  24. Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи.
  25. Психологическая характеристика личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.
  26. Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).
  27. Готовность ребенка к школе.
  28. Проблема школьной адаптации.
  29. Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.
  30. Характеристика учебной деятельности младшего школьника.
  31. Развитие познавательных процессов младших школьников.
  32. Психологическая характеристика личности младшего школьника.
  33. Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.
  34. Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.
  35. Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка.
  36. Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками.
  37. Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка.
  38. Личность и самосознание подростка.
  39. Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.
  40. Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
  41. Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии.
  42. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.
  43. Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости.
  44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.
  45. Историческая изменчивость социальной оценки старости и старения. Геронтопсихология. Периодизации и типы старения.
  46. Особенности интеллектуальной сферы людей пожилого и старческого возраста. Основные пути поддержания интеллектуального долголетия.
  47. Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие.
Hosted by uCoz