Вопросы к экзамену по курсу
«Психология развития и возрастная психология»
- Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
- Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.
- Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
- Методы возрастной психологии и психологии развития.
- Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Гезелл, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).
- Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теория социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л.С. Выготский).
- Теории развития человека: психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
- Движущие силы и условия психического развития.
- Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека.
- Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики.
- Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
- Закономерности психического развития.
- Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.
- Проблема кризиса психического развития. Основные характеристики и структура кризиса. Возрастные кризисы.
- Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных подходов: З. Фрейд, А. Валлон, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Колберг и др.).
- Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.
- Основные теоретические подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.
- Периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.
- Пренатальное развитие.
- Характеристика периода младенчества. Кризис 1 года.
- Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.
- Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.
- Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.
- Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи.
- Психологическая характеристика личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.
- Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).
- Готовность ребенка к школе.
- Проблема школьной адаптации.
- Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.
- Характеристика учебной деятельности младшего школьника.
- Развитие познавательных процессов младших школьников.
- Психологическая характеристика личности младшего школьника.
- Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.
- Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.
- Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка.
- Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками.
- Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка.
- Личность и самосознание подростка.
- Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.
- Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
- Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии.
- Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.
- Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости.
- Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.
- Историческая изменчивость социальной оценки старости и старения. Геронтопсихология. Периодизации и типы старения.
- Особенности интеллектуальной сферы людей пожилого и старческого возраста. Основные пути поддержания интеллектуального долголетия.
- Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие.