Билет 13.
Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.
Возраст –качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
3 типа возрастов:
Паспортный (формальный) выражается количеством временных единиц (дней, месяцев, лет) От рождения до смерти. Это количественное, абстрактное понимание, обозначающее длительность существования человека.
Биологический (организменный) определяется состоянием обмена веществ, функцией организма по сравнению со статистически средней уровнем развития, характерным для всей популяции данного возраста.
Психологический  своеобразные характеристики психических процессов, личностных и поведенческих особенностей,  выражает соответствие психологического склада тем или иным возрастным нормам или стандартам
Возраст представляет собой уникальное сочетание  психических и поведенческих особенностей, которое за пределами данного возраста уже не повторится. Свои возрастные особенности имеют все психические процессы и личностные характеристики. Каждый возраст уникален.
Подходы к психическому возрасту:
Интенсификация (ускорение развития) Расширение возможностей внутри возраста. Не использование  возможности в одном возрасте ведет к  проблеме на следующей ступени развития.
Возрастная норма – это точка отсчета для анализа динамики психического развития (пр.возр норма 1г.-15 слов, 1.5.г. – 120 слов, 2г. простые предложения)
Существует понятие региональные нормы – это стандарты возрастного развития, для людей живущих в одном регионе.
Инфантилизм – задержка в развитии. Проявляется в том, что у взрослого сохраняются черты физического или психического облика, свойственного детскому возрасту.
Акселерация – ускорение в процессе развития организма, более раннее наступление половой зрелости.
Ретардация - ??????
 Индивидуальные различия в психическом развитии.
Проявляются в самом темпе психического развития
Качество психических процессов, которые формируются.
Сроки наступления кризиса, появление новообразования.

Понятие возраста.
Возраст:
-паспортный
-физиологический(хар-ка состояния организма)
-психологический (хар-ка уровня психич. развития):
       *объективный(может соответствовать, опережать, запаздывать от настоящего. Задержка псих. Развития превращается в ускоренный темп)
       *субъективный(восприятие своего возраста, отнесения себя к какому-либовозраст.типу).
Говоря о психологическом возрасте, мы говорим о соответствии или хар-ке психического развития.
На процесс развития существует 2 взгляда:
1.Р.-это непрерывный и равнома=ерный. Идеалистический подход - проблема возрастной периодизации не стает.
2.Р.-процесс дискретный и неравномерный.
Диалектический подход. Можно выделить этапы, когда Р. обладает собственным темпо-ритмом. Эти этапы будут не совпадать по содержанию и темпо-ритму с другими этапами.
Акселерация - опережение
Инфантилизм - запаздывание
Ретардация

Hosted by uCoz