Билет 28.
Проблема школьной адаптации.

Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.
(это процесс, а не состояние!!)
появляется в периоды, когда резко изменяется школьная жизнь ребенка (1, 5, 9 классы).
Наиболее разработана адаптация первоклассника.
(В 7 лет ребенок идет в школу => адаптация к школе).

Выделяют 2 вида адаптации:
1. Физиологическая.
2. Психологическая.

Физиологическая адаптация.
В первом классе проверяют 3 раза:

Соответственно выделяют 3 вида адаптации:

Причины:
–негативное отношение ребенка к школе;
–отклонения психоневротического характера.
Показатели:
–неустойчивая работоспособность.
–напряжение всех систем организма.
–низкий уровень взаимодействия этих систем.

Критерии физиологической адаптации:
1. Состояние здоровья ребенка.
2. Адекватность поведения.
3. Овладение учебной программой.
4. Повышение работоспособности к концу года – главный критерий.

Психологическая адаптация.
Александровская: «Методика социально-психологической адаптации детей к школе».

Выделяет 4 критерия:
1. Эффективность учебной деятельности: учебная активность, усвоение знаний.
2. Усвоение школьных норм поведения: на уроках, на переменах.
3. Успешность социальных контактов: на взаимодействии с учителем, на взаимодействии с одноклассниками.
4. Эмоциональное благополучие.

Безрукий, Ефимова.
Анализировали уровень адаптации детей.
à 3 группы:
1. около 56% – дети адаптировались примерно в течение 2-х мес.
2. около 30% – сложный процесс адаптации. Все нормализуется к концу I полугодия.
3. около 14% – значимые трудности в процессах адаптации:
    –не усваивают программу;
    –дезадаптивные («–») формы поведения;
    –неуспех в учебе.

Чуткина выделяет 3 уровня адаптации:
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий

 

ВЫСОКИЙ.

СРЕДНИЙ.

НИЗКИЙ.

Критерии психологической адаптации:
1. Отношение к школе (+/–).
2. Состояние здоровья.
3. Понимание и усвоение материала.
4. Прилежание и поведение.
5. Активность (в самостоятельной работе, выполнении поручений и др.).
6. Отношения с одноклассниками.

Чуткина.
Социальные факторы, влияющие на адаптацию:
«+» (по степени значимости):
1. Полноценное воспитание и полноценная семья.
2. Высокий уровень образования отца.
3. Готовность к обучению в школе.
4. «+» статус ребенка в детском саду.
5. Высокий уровень образования матери.

«–» (значимости):
1. Неправильные методы воспитания в семье.
2. Неготовность ребенка к школе.
3. Неумение общаться со взрослыми.
4. Низкий уровень образования матери.
5. «–» статус ребенка в детском саду.
6. Низкий уровень образования отца.

 

Hosted by uCoz