Билет 4.
Методы возрастной психологии и психологии развития.
Методы:
1. Содержательные – те методы, которые служат для изучения фактов, для сбора конкретного психологического материала.
    а) Основные:
       – наблюдение (прямое/косвенное, скрытое/открытое, включенное/невключенное и т.д.);
       – эксперимент (лабораторный/ естественный/ камерный(среднее между лабораторным и естественным); констатирующий/ формирующий/ контрольный).
    б) Дополнительные – недостаточен для получения полноценной информации (опросы, социометрии, тесты, изучение продуктов деятельности, биографический метод и т.д.).
2. Организационные – метод поперечных срезов; близнецовый метод; метод продольных срезов (лонгетюд).
3. Формальные – это те методы, которые используются для обработки, интерпретации, логического осмысления тех или иных фактов. Отличаются повышенной степенью абстрагирования материала (методы логической обработки материала, моделирования и т.д.). с их помощью исследуются также теоретические проблемы психологии развития.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Выделяет 4 группы:
1. Организационные методы:

  1. сравнительный (поперечный),
  2. лонгетюдный (продолный),
  3. комплексный.

2. Эмпирические:

  1. наблюдение, самонаблюдение;
  2. эксперимент;
  3. психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия);
  4. анализ процесса и продуктов деятельности;
  5. биографический метод.

3. Методы обработки данных:

  1. количественная обработка;
  2. качественная обработка;4. Интерпретационные методы:
  3. генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития;
  4. структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена.

Специфические требования к методам исследования:
(с возрастом они меньше, мягче).

  1. Привлекательность деятельности.
  2. Кратковременность процедуры.
  3. При проведении системного исследования необходимо построение эквивалентных по содержанию серий стимульного материала.
  4. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности.
  5. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи.
  6. Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности.

Требования к наблюдению:

  1. Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю.
  2. С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения.
  3. По частоте наблюдения:

– от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
– до года – еженедельно;
– 1–3 лет – один раз в мес.;
– 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
– со школы – раз в год.
Требования к опросу:

  1. Контакт с ребенком.
  2. Помнить, что система понятий и их содержание разное в разном возрасте.
  3. Фиксация результатов опроса – ассистентом или технические скрытые средства.

 

Hosted by uCoz