Билет 4.
Методы возрастной психологии и психологии развития.
Методы:
1. Содержательные – те методы, которые служат для изучения фактов, для сбора конкретного психологического материала.
а) Основные:
– наблюдение (прямое/косвенное, скрытое/открытое, включенное/невключенное и т.д.);
– эксперимент (лабораторный/ естественный/ камерный(среднее между лабораторным и естественным); констатирующий/ формирующий/ контрольный).
б) Дополнительные – недостаточен для получения полноценной информации (опросы, социометрии, тесты, изучение продуктов деятельности, биографический метод и т.д.).
2. Организационные – метод поперечных срезов; близнецовый метод; метод продольных срезов (лонгетюд).
3. Формальные – это те методы, которые используются для обработки, интерпретации, логического осмысления тех или иных фактов. Отличаются повышенной степенью абстрагирования материала (методы логической обработки материала, моделирования и т.д.). с их помощью исследуются также теоретические проблемы психологии развития.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Выделяет 4 группы:
1. Организационные методы:
2. Эмпирические:
3. Методы обработки данных:
Специфические требования к методам исследования:
(с возрастом они меньше, мягче).
Требования к наблюдению:
– от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
– до года – еженедельно;
– 1–3 лет – один раз в мес.;
– 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
– со школы – раз в год.
Требования к опросу: