Билет 25.
Психологическая характеристика личности и эмоционально волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.
Дошкольный возраст (3–7 лет).
Выделяют:
Младший дошкольник (3–4 года).
Средний дошкольник (4–5 лет).
Старший дошкольник (6–7 лет).
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Дошкольный возраст – возраст яркого проявления эмоций. Аффективных проявлений нет. Впервые у ребенка возникают переживания.

Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе регуляции деятельности.
Развитие личности.
Мотивационная сфера.
Самый важный механизм – соподчинение мотивов. Мотивы начинают приобретать различную силу и значимость à подчинение одного мотива другому.
Наиболее сильный мотив – поощрение, общение.
Более слабый мотив – наказание, исключение из игры.
Наиболее слабый мотив – собственные обещания ребенка.

Формирование мотивов связывается с формированием моральных норм.
Начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка.
Происходит усвоение этических норм. Ребенок учится оценивать свои поступки с точки зрения норм и морали. Впервые появляются этические переживания.
Развитие самооценки.
(Во второй половине периода).
Сначала ребенок учится оценивать действия других, а потом свои.
1. Оценивает результат своей деятельности.
2. Оценивает свои отдельные поступки.
3. Оценивает свои качества.самооценка:
в 5 лет – преувеличивает свои достижения;
в 6 лет – завышенная;
в 7 лет – постепенно становится адекватной.
Формирование личного сознания.
–Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя личностных переживаний.
–Новый уровень осознания своих взаимоотношений со взрослыми.
–Осознание своей половой принадлежности (в 5,5–6 лет– дети осознают необратимость своей половой принадлежности).
К концу периода:
У ребенка формируется критическое отношение к оценке взрослого, складывается дифференцированная самооценка, ребенок способен осознавать свои физические особенности, умения, переживания и некоторые психические особенности.

Развитие личности движется по 2-м линиям:
До 4–5 лет – развитие личности, центрированное на взрослом;
С 4–5 лет – развитие в детском обществе, где мнение сверстника становится более важным, чем мнение взрослых.

Кризис 7 лет.
Выготский: кризис 7 лет – кризис утраты детской непосредственности.
Ребенок начинает переживать свои переживания + изменяется восприятие своего места в системе отношений.
Божович: кризис 7 лет – период рождения «социального Я».
+ происходит обобщение переживаний.
Б\я обобщенным переживаниям становится возможной логика чувств и борьба переживаний.
Состояние внутреннего дискомфорта:
–манерничанье;
–паясничество;
–капризность;
–кривляние.

Выходом из этого кризиса становится готовность к школе.
Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.

Hosted by uCoz