Билет 6 . теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теории социального научения ( Н. Миллер,  Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л. С. Выготский).

Теория научения Э. Торндайк, Б. Скиннер.
Они отождествляли развитие с научением.  Это появляется благодаря условным реакциям. Сначала идет
реакция человека, а потом стимул. Здесь нужно чтобы после действия следовало подкрепление (Пр. мышь) Б. Скиннер выделил несколько видов подкрепления: положительные и отрицательные. Т.е. если мышке дать сыр или уларить током. Он сказал что любое развитие человека можно сформировать. Развитие – это сумма различных обучений.
Теории социального научения.
А. Бандура.
Уделял большое внимание тому, что человек может делать сознательно. Человеку склонно подражать. Научение происходит посредствам наблюдения
Н. Миллер, Дж. Доллард.
Научение поведению происходит благодаря наблюдению. Большая роль мотивации в научении.
2 вида побуждений:

  1. первичное (драйв)- из органических потребностей(голод, жажда, половые влечения)
  2. вторичное – психическое (гнев, вина, страх)

Когнитивная теория Ж. Пиаже.
Центральное место занимает равновесие  между организмом и окружающей средой.
2 пути установления равновесия между средой и организмом:

  1. Приспособление внешней среды к себе, путем ее изменения
  2. приспособление к среде, путем изменения себя.

Развитие и усложнение схем действий усложняется с приобретением человеком опыта, за счет интериоризации действий. Это преврашение действий во внутренние операции.
2 механизма превращения действий во внутренние операции:

  1. Механизм ассимеляции – индивид приспосабливает новую ситуацию к существующим у него схемам, не изменяя схему. Индивид уточняет и совершенствует имеющиеся у него схемы действий.
  2. механизм аккомодации – индивид приспосабливает свои схемы действий к новой ситуации, изменяя схемы. (Пр. ребенок учится есть ложкой, поначалу сосет ложку)

Взаимоотношение ассимеляции и аккомодации возникает благодаря логическому мышлению.
На ранних этапах развития происходить умственная операция – компромисс между ассимеляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта связано с процессом развития этих структур.
Операция – интериоризированное предметное действие ставшее обратимым.
Минус этого подхода в том, что изучается эмоционально – социальное развитие, уделяется мало внимания интеллектуальному развитию.
Когнитивное развитие в социальном контексте. Л.С. Выготский.
Он указывал на социальную среду развития человека. Выделял низшие психические функции и высшие психические функции. Низшие психические функции не поддаются регуляции со стороны человека. Высшими психическими функциями человек управляет. Интериоризация – фундаментальный закон развития высших психических функций в филоганезе и онтогенезе
ВПФ возникают как форма коллективного поведения, сотрудничество с людьми путем интериоризации становится индивидуальными функциями человека.
В общее понятие ВПФ включает 2 группы явлений, которые в совокупности образуют процессы развития высших форм поведения ребенка:

  1. процесс овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления
  2. процесс развития специальных ВПФ – Произвольное внимание.

Отношение к среде меняется с возрастом, т.е. человечек свое отношение меняет развиваясь =>сама роль среды меняется.
Ряд законов психического развития ребенка:

  1. детское развитие имеет сложную организацию во времени, т.е. свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и свой темп, который меняется в разные годы жизни.
  2. Закон метаморфозы в детском развитии. Развитие-цепь качественных изменений.
  3. закон неравномерности детского развития – каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития
  4. Закон развития ВПФ. Отличительные признаки ВПФ – это опосредованность, осознанность, произвольность,
  5. системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества

Развитие ВПФ связано с обучением, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов => это развитие проходит ряд стадий.
Специфика детского развития состоит в том, что  оно подчиняется не действию биозаконов, а действию общеисторических законов.
У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически-выраженных форм и способов деятельности.
Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.
Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которое обусловлено изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщения
Движущая сила психического развития – ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ – процесс формирования личности, совершается путем возникновения  на каждой ступени новых качеств, специфических для человека.
ОБУЧЕНИЕ – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Обучение НЕ тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития(ЗБР), приводит в движение внутренние процессы развития.
Источник развития – влечения и инстинкты. Ведущее понятие ЛИБИДО, которое лежит в основе сексуального влечения человека.
Весь процесс детского развития проходит в 5 стадий:

  1. Оральная
  2. Анальная
  3. Фаллическая
  4. Латентная
  5. Генитальная

На каждой стадии развития либидо сосредотачивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.

    1. Удовлетворение потребностей, инстинктов, желаний на ранних стадиях развития является главным мотивом поведения ребенка (господствует ИД)
    2. Далее поведение находится под влиянием родителей => контроль потребностей, возникает ЭГО
    3. Когда требования и ценности окружающих становятся требованиями и оценками к самому себе возникает СУПЕРЭГО.

 

Hosted by uCoz