Билет 30.
Характеристика учебной деятельности младшего школьника.
Ребенок приходит в школу с желанием учиться, но…
В основе может лежать:
1. Познавательный интерес– развитие познавательного интереса – основная цель учителя. Познавательный интерес в первом классе встречается крайне редко.
Этапы формирования познавательного интереса:
а) интерес к отдельным фактам;
б) интерес при понимании всего предмета.
2. Внешне формальный интерес – желание стать взрослым, либо интерес к внешней атрибутике (пр: носить портфель).
3. Социальный интерес:
–связан с подтверждением своего нового статуса школьника;
–за вознаграждение, поощрение, похвала учителя и т.п.
–мотив долга – такие мотивы не осознаются до конца.
Леонтьев выделял:
а) понимаемые мотивы – зачастую не являются реально действующими;
б) реально действующие мотивы.
Отношение ребенка к отметке:
–отметка для ученика 1 класса – воспринимается как награда, как оценка его стараний, а не в качестве именно качества работы.
–в 3 классе – за качество работы.
Отношение к учителю:
Сильно меняется от 1 до 3 класса.
–1 класс – учитель – главное лицо (ребенок верит всему, что говорит учитель).
–конец 2–3 класса – критическое отношение к учителю (учитель должен мотивировать, объяснять свои действия).
Отношение к учению:
–1 класс – положительное (в норме) (* отношение разное, но положительное).
–3 класс – отношение изменяется.
Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, позиция, школа теряет привлекатльность.
Возможно возникновение 2-х кризисов:
1. Кризис первого полугодия – это когда ученику неинтересно учиться, он теряет интерес к предметам.
Причины – низкое профессиональное мастерство учителя – если учитель не смог сформировать мотив учения, теряется интерес вообще к учебе.
2. Кризис 3-го класса – закономерное явление.
Ребенок начинает перестраиваться. Школьная/учебная деятельность отходит на 2-ой план. Ребенок начинает овладевать сферой общения.
Это закономерно/нормально.