Билет 5.
Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Геззел, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)

Теория рекапитуляции С. Холла. И Гитченсона.
Онтогенез рассматривается как сокращенное повторение филогенеза.
Гитченсон выделил 5 периодов развития культуры, соотнеся их с развитием ребенка.

  1. период дикости – ребенок тащит все в рот. Копание в земле (0-5 лет)
  2. Период охоты – страх к чужим, детские шайки, игры (4-9-12 лет)
  3. Период пастушества- любовь к животным, строит шалаши (9-12-14 лет)
  4. Период земледельчества – любовь к садоводству (9до 16 лет)
  5. Промышленно-торговый период – деньги, интерес ко взрослой жизни (пик в 18-20 лет)

Теория 3х ступеней К. Бюлера.
Ребенок в своем развитии проходит 3 ступени

  1. Инстинкт – наследственные способы поведения, которые проявляются при воздействии стимулов.
  2. Дрессура – дает возможность приспособления к жизненным обстоятельствам.
  3. Интеллект.

При переходе от одной стадии развития к другой развиваются эмоции. Переходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу.
Нормативный подход к исследованию развития А. Геззел, Л. Термен.
Ввели понятие развитие в течении всей жизни.  В  своих исследованиях  а. Геззел ограничился чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению «приросту поведения» , не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он подчеркивал зависимость развития лишь от созревания.  Термен вывел закон: темп развития человека постепенно уменьшается. Поведение (по ходу развития) сменяет определенные стадии. Происходит обычный прирост поведения. Развитие – это самообуславливающийся процесс адаптации к окружающей среде.
Они стали изучать достижения ребенка на каждой стадии развития.
Теория конвергенции двух факторов.Штерн.
Объединяет среду и наследственность. Наследственность играет главную роль, а среда лишь роль условий, в которых формируются наследственно-обусловленные особенности психики.

 

Hosted by uCoz