Билет 34.
Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.

Подростковый возраст 11(д)-12(м) лет – 14(д)-15(м) лет.
(5–8 класс).
Анатомо-физиологические возможности подростка.
Характерно интенсивное и неравномерное развитие. Происходит мощная перестройка организма.
Пик роста у девочек наблюдается в 12–13 лет, у мальчиков – 14–15 лет.
Опорно-двигательная система.
Происходит активное окостенение скелета и развитие мышц.
Разные части тела развиваются с разными скоростями => изменение пропорций тела.
При этом рост скелета на 4–7 см/год опережает развитие мускулатуры.
Появляется угловатость тела.
Сложно координировать действия, управлять своим телом => неуклюжесть.
Это вызывает внутреннее чувство неловкости.
Подросток пытается замаскировать свое тело различными способами: мода, позы, поведение; выставление своих недостатков напоказ. Скрытен, необщителен, агрессивен.
Голова перестает увеличиваться в размерах, но она претерпевает изменения – нижняя часть лица вытягивается и лицо становится похожим на взрослое.
Взрослых размеров достигают кисти рук и стопы. Увеличивается длина ног и рук. После роста конечностей происходит рост тела в ширину.
В последнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Возникает напряжение взаимоотношений с полами à как следствие разрешение этого конфликта – возникает симпатия к противоположному полу.
Сердечно-сосудистая система.
Сердце развивается, оно становится больше и сильнее.
Но сосуды не успевают за сердцем => головокружения, боли, слабость, быстрая утомляемость.
Все силы уходят на рост организма.
Эндокринная система.
У ребенка деятельность желез координируется вилочковой железой. У взрослого – половыми железами.
У подростка вилочковая железа уже не работает, а половых еще нет, и как следствие – все железы начинают интенсивно и некоординированно работать, происходят гормональные выбросы и происходит перестройка эндокринной системы.
Нервная система.
Работает более напряженно à беспокойство, раздражительность, частые срывы.
Половое созревание.
У девочек половое созревание начинается в 11–12 лет, в норме оно может начаться до 13 лет (или до 16).
У мальчиков начинается в 12–13 лет.
Достижение половой зрелости обозначается пубертатом.
У девочек на это указывает появление первой менструации, у мальчиков – первое семяизвержение.
3 этапа:
1. Предпубертат – подготовка.
2. Пебертат.
3. Постпубертат – юность.

Для процесса полового созревания характерно нарушение обмена веществ.
Предшествует увеличение жировых отложений: в организме ц у девочек, и у мальчиков появляются жировые отложения в области груди.
Во время пика роста у мальчиков жировые отложения исчезают, а у девочек сохраняются, но перераспределяются по организму.

!! Для подростков характерно чувство неполноценности, замкнутости, что может привести к неврозу.

Происходит развитие половых желез, которые выполняют 2 задачи:
1. Вырабатывают сперму или яйцеклетки.
2. Выделяют андрогены или экстрагены.

Изменения происходят в их эмоциональной сфере.
Эмоциональная перестройка является причиной нестабильности эмоционального фона.
В это время подросток нуждается в эмоциональной поддержке.
Эмоциональная буря несет в себе заряд гиперсексуальности. С точки зрения зарубежной психологии: подросток бисексуален.
Половая идентичность осознается к концу возраста.
Темп полового созревания влияет на состояние самооценки.
Акселерация создает более благоприятные возможности для развития положительной с\оц.
Особенно актуальным становится принятие внешности (особо важными людьми).

Развитие в подростковом возрасте является интенсивным, неравномерным и противоречивым.

!! Анатомо-физиологическое развитие создает базу для психологического развития.

 

Hosted by uCoz