Билет 2.
Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

Структура ВП и ПР:
Несколько частей:

  1. Психология детства:

– психология пренатального развития;
– психология младенчества;
– психология раннего возраста;
– психология дошкольника;
– психология младшего школьника.
Психология подростка.
Психология юношеского возраста.
* в западной психологии (2)+(3) = психология тинейджера.
Психология взрослого/зрелого возраста = акмеопсихология
Психология пожилого и старческого возраста = герантопсихология.
Связь c другими науками.
Каждая наука имеет свою методологию.
1. Методологией или общетеоретической основой ПР является (4 кита ВП и ПР):

  1. психика (субъективный образ объективного мира);
  2. ВНД;
  3. социальная обусловленность сознания;
  4. диалектика (непрерывное развитие психики).

2. ПР опирается на данные других наук:

  1. общая психология (связь обоюдная);
  2. антропология, и т.д.

3. ПР и ВР сама является теоретической основой/базой для ряда других наук:

  1. педагогика;
  2. педагогическая психология, и т.д.

4. ПР и ВР заимствует методы других наук:

  1. математика (статистические методы и т.д.);
  2. общая психология (наблюдение, эксперимент);
  3. социальная психология (социометрия);
  4. дифференциальная психология (близнецовый метод).

5. Комплексные исследования – исследования с позиции самых разных направлений.
Теоретические и прикладные задачи ВП и ПР.
Теоретические задачи:
ПР и ВП занимается общими вопросами развития.
Теория – это та задача, которая основана на еще не решенном вопросе.
Вопросы:
1) Что лежит в основе развития?
2) Возрастная периодизация..?
    Возрастные периодизации все время меняются, т.к….:

  1. меняются социальные условия à меняется социальная ситуация à меняются характеристики.
  2. Есть явления акселерации и ретардации à меняются рамки возрастов.

3) Движущие силы, соотношение социального и биологического..?
Частные задачи:
Связаны с обеспечением системы воспитания и обучения.
–изучение тех или иных особенностей определенного возраста;
–изучение/решение тех или иных проблем, и т.д.
–частные вопросы, обслуживающие практику.

 

Hosted by uCoz