Билет 33.
Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.

Подростковый возраст 11(д)-12(м) лет – 14(д)-15(м) лет.
(5–8 класс).

Социальная ситуация развития.
Границы возраста неформальны, это психологические границы.
Они м.б. сдвинуты во времени, различны для обоих полов, а также индивидуальны для каждого.

Критерием перехода к подростковому возрасту является чувство взрослости (Эльконин и Драгунова).

Переход от детства к взрослости:
Взрослый относится к подростку иначе – больше требуется, но и больше позволяется: чаще проводит время не дома, среди друзей, участвует во взрослых разговорах.
Также отношение взрослых порождает у подростка представление о себе как «Я не ребенок» à желание быть похожим на взрослого.

Характерно для подросткового возраста:
1. Высокая активность, которая направлена на усвоение ценностей взрослой жизни и построение взаимоотношений с окружающими.
2. Общение, которое становится ведущей деятельностью подростка.
3. Неравномерное развитие элементов взрослости.
4. Широкие варианты нормы, т.е. ретардация и акселерация – варианты норм.

Факторы, которые тормозят развитие:
1. Основной вид деятельности: учеба.
2. малые варианты проявления самостоятельности (нежелание и неумение действовать самостоятельно).
3. Привычка взрослого заботиться о ребенке.

Факторы, которые ускоряют развитие:
1. Огромный поток информации.
2. Физиологическая акселерация.
3. Большая занятость родителей.

Ломка детских стереотипов => объективные трудности в воспитании и общении;
Субъективные трудности – когда окружающие не видят причины неадекватного поведения.

Возникают новые потребности:
1. Ведущая потребность – приобщиться к миру взрослых.
2. выйти за пределы школьной жизни.

  1. Соответствовать не только требованиям взрослых, но и своим, т.е. найти свое «Я» и занять хорошее место в коллективе сверстников, развивать целеполагание и способность ориентироваться на завтрашний день.

Место и значение подросткового возраста в системе возрастов.

 

Проблема кризиса подросткового возраста.
В изучении подросткового кризиса можно выделить 2 направления:
–биологизаторское;
–социологизаторское.

Биологизаторское направление: психологические изменения, которые происходят в личности подростков, исследователи прежде всего связывали с процессом полового созревания. Специфические особенности подросткового возраста и все психические процессы с их точки зрения являются обязательными и неизбежными, т.к. обусловлены биологически.
Такие особенности как грубость, бунтарство, агрессия, уход в мир субъективных переживаний биологически обусловлены и связаны с половым созреванием (Фрейд, Холл).

Социологизаторское направление: не говорили об абсолютном влиянии социума, они лишь отдавали ему приоритет, ставя его на первое место.
Эриксон считал подростковый возраст самым сложным.

М.Мид, Р.Бенедикт, изучая примитивные племена, выявили:
1. Развитие в подростковом возрасте протекает по-разному – и с кризисом, и без.
2. Длительность подросткового периода различна.
    Чем выше уровень цивилизации, тем больше длительность.
    Различны типы перехода от детства к взрослости:
    –непрерывный – когда требования к детству и взрослости одинаковые;
    –прерывный – когда существует разрыв между тем, чему ребенка учат в детстве, и тем, чему его учат во взрослой жизни и что от него требуют.

Отечественная психология.
Выготский, Эльконин, Божович.
Понимали природу кризиса как биосоциального, допускали влияние как биологического, так и социального, но ведущую роль отдавали социальному.

Половое созревание à новое ощущение себя.
Если кризис происходит до полового созревания – речь идет о социальных факторах (корнях).

Место кризиса в подростковом возрасте.
1. Весь возраст является кризисом.
2. Кризис относят к определенному возрасту (13–14 лет).
3. Кризис рассматривают либо на входе к возрасту, либо на выходе из возраста.
4. Кризис имеет свой вход, кульминацию и выход.

Hosted by uCoz