Билет 40.
Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
Общение и эмоциональная жизнь.
Общение со взрослыми.
* с родителями.
Одна из задач – формирование автономии.
Типы автономий:
–поведенческая (задача подросткового возраста);
–автономия в чувствах и привязанностях (начинает формироваться в конце подросткового и первой половине юношеского возраста);
–автономия во взглядах/мировоззренческая – взгляды, отношения к различным событиям (II половина юношеского возраста и начало взрослости).

В юношеском возрасте продолжается конфликт с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте.
Авторитарная система – дает конфликты.
Демократическая система партнерских отношений – позволяет решить эти конфликты.
Ранняя юность дает максимум конфликтов, часто вызывает отдаление от родителей. особенно осложняются отношения с отцом. Отношения с матерью более эмоциональны, меньше отдаленности по сравнению с отцом, но по сравнению с др. возрастами – больше отдаленности.
* отношения с учителями.
В подростковом возрасте на I план выходили личностные качества и отношение учителя к конкретному ученику.
В юношеском возрасте оценка по личным качествам остается, но появляется еще уровень знаний этого человека, его компетентность. Они конкурируют.
Общение со сверстниками.
(Товарищеские или групповые, дружеские, с противоположным полом).
* Товарищеские отношения.
Ранняя юность – коллективный возраст. Количество групп, в которые входит юноша – большое.
Значимость неофициальных отношений возрастает.
Престиж положения в официальной группе часто прямо пропорционален престиже  неофициальных группах.
В юношестве человек не отрицает общение с более младшими. Когда юноша не может войти ни в одну группу, они собирают вокруг себя группу более младших и начинают играть там роль лидера.
Опасность состоит в том, что не принятые в неофициальных группах часто выбирают асоциальный путь.
* Дружеские отношения.
резко усиливается потребность в индивидуально интимной дружбе и меняется сама дружба.
Большая интимность, эмоциональность, исповедальность.
Мотивы более глубокие, требования выше, охватывает широкий спектр интересов, более устойчивая.
По существу – юношеская дружба продолжается длительное время или всю жизнь.
В дружбе появляется сопереживание.
Требование к дружбе – эмоциональное тепло, исповедальность – реализация потребности излить душу, поделиться своими переживаниями, планами => друг воспринимается как Аьтер-Эго (Другое Я).
Люди очень часто идеализируют дружбу и своих друзей => человек видит в друге человека, похожего на себя (Я вижу то, что хочу видеть).
3 варианта дружеских отношений:

  1. когда друг рассматривается как отражение себя самого;
  2. я сам сливаюсь с другом, вплоть до потери своей индивидуальности. Один – в друге проигрывает все ситуации, живет своими интересами; а другой – начинает жить интересами друга;
  3. друг рассматривается как дополнение.

Дружба отличается повышенной эмоциональностью. Дружеские отношения – репетиция будущей любви по своей эмоциональности.
Дружеские отношения возможны только с людьми своего пола, т.к. часто отношения с людьми противоположного пола являются маскировкой или скрытой стадией любви.
* взаимоотношения полов.
Спецификой любви является ярко выраженный личностный компонент человека.
Говоря о любви, мы воспринимаем личность в целом; а быть влюбленным можно в отдельную часть – в глаза, уши и т.п.
Усиливается потребность в смешанной дружбе, но отношение полов несколько напряженное.
Причины напряжения:
1. Дифференциация полов – разные игры, половые стереотипы, разное восприятие.
2. Половое созревание – различие в темпах полового созревания. Девочки входят в марафон половых отношений раньше на 1–2 года. Они старше своих сверстников физиологически и психологически. Мальчики входят позднее, но их вхождение более бурное.
2 характеристики сексуальности:
1. Физиологическая.
2. Психологическая.
Мужская сексуальность – на I план выходит физиологическая, а потом психологическая.
Женская сексуальность – на первом месте психологический фактор, а на втором – физиологическая.
На первый план выходят требования интимности, близости, психологической адекватности для девочек. Для них более важна эмоциональная дружба с мужчинами. Она подкрепляется физической близостью.
Пик женской сексуальности – 27–30 лет.
Пик мужской сексуальности – 23–24 года.
Ранняя юность у мужчин – старшие классы: определенная раздвоенность сознания, диффузный эротизм, а с другой стороны – отношение к конкретной девушке, которая вызывает эмоции (очень целоудренное и робкое).
М.б. раздвоение: люблю одну, а в сексуальные отношения вступаю с другой (у женщин такого не бывает).

Hosted by uCoz