Билет 21.
Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.

Ранний возраст – от 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация развития.
Выготский: ребенок. предмет, взрослый.
Ведущий вид деятельности – предметная деятельность.
Ведущий тип общения – ситуативно-деловое.

По Эльконину: деятельность развивается в 2-х направлениях:
1. Переход от собственного действия со взрослым к самостоятельному действию. Взрослый начинает выступать в роли образца.

2. Развитие средств и способов употребления предметов, перенос этих способов на другие предметы.
В результате возникает обобщенное действие, которое является основой игрового действия.
Предметное действие à Обобщенное действие à Игровое действие.

Социальная ситуация создает направленность на предмет.
К концу возраста происходит переориентация.

Анатомо-физиологические возможности.
Ребенок увеличивает вес, рост.

6 вариантов нормы:
1……
1) В год (вес) – 9–11 кг.
2) В 3 года (вес) – 10–15 кг.
3) В год (рост) – 75 см.
4) В 3 года (рост) – 95–97 см.
5) Вес мозга: новорожденный – 400 гр., в год – 800 гр.
6) Вес мозга: в 3 года – 1170 гр. – сильно развивается Варолиев мост и мозжечок.

2. Развиваются нервные клетки – они миелинизируются.
Убыстряется темп психической жизни.
Развивается:
– торможение;
– основы для элементарной терморегуляции;
– основа для дифференциации.
Образование условных рефлексов => основа обучения. Обучение идет в жизнедеятельности.

3. Развитие опорно-двигательного аппарата – начинается окостенение.

4. Еще не сформированы постоянные изгибы.

5. К 2-м годам у ребенка вырастают все 20 молочных зубов. Переход на взрослый тип питания. Бóльшая независимость.

6.  Еще не сформирован собственный иммунитет. Ребенок подвержен заболеваниям.

Деятельность ребенка.

Развитие деятельности.
В раннем  возрасте прямохождение является самостоятельным видом деятельности.
Овладение собственным телом является стимулом развития прямохождения.
1. Ребенок овладевает пространством.
2. Расширяется круг объектов, с которыми ребенок может общаться самостоятельно.
3. Освобождаются руки.

Развитие предметной деятельности.
2 вида действий:
1. Соотносящие – действие с разными объектами по их взаимодействию.
2. Орудийные – связаны с употреблением предмета, но функция развивается только с помощью взрослого.
С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.3 этапа овладения орудийным действием:
1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей.
2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично.
3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

Зарождение новых видов деятельности.
(Это продуктивные виды деятельности: рисование, игра).

ИГРА.
Предпосылками для игры являются:
1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.
2. Действия начинают переноситься на другие предметы. Ребенок начинает использовать другие предметы через те же действия.
3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами.
4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами (у ребенка развивается символическая функция сознания).
5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.
6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность.
Есть определенные этапы:
1. Доизобразительная стадия:
   Этапы:

  1. Освоение функции карандаша как орудия труда (ребенок изображает каракули).
  2. Ребенок начинает искать в изображенном какое-либо содержание.

2. Изобразительная стадия (2,5 – 3 года):
   Этапы:

  1. появляются графические образы.

   Ребенок начинает рисовать что-то определенное. Это собственно начало рисования.

Предпосылки формирования игры – переименование предметов, отождествление своих действий с действиями другого, называет себя именем другого человека.

Предпосылки изобразительной деятельности – овладение карандашом как орудием; появление графических образов.

Достижения раннего возраста:
1. Складывается предметная деятельность.
2. Общение со взрослым.
3. Зачатки общения со сверстниками.
4. Формирование предметного восприятия.
5. Наглядные формы мышления:
   – наглядно-действенное – основное;
   – зачатки наглядно-образного.
6. Знаково-символическая функция сознания.
7. Развитие активной речи.
8. Осознание себя.
9. Возникновение личного действия и личного желания. 10. Гордость за собственные достижения.

Hosted by uCoz