Билет 43.
Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости.

1928 г. – Рыбников предложил «акмеологию» как название науки о взрослости.
Акмеология – (наука о взрослости), наука о наивысших достижениях взрослости.

Исследования начались только в 60-е годы (под. рук. Ананьва) – комплексное исследование проблем взрослости человека.

Основные вопросы:
1. Способен ли взрослый человек к развитию (личностному и познавательному)?
2. Под влиянием каких факторов развитие происходит?

3 позиции:
1. Генетическая психология:
Взрослость – это стабилизация достижений, которые были достигнуты в юности, т.е. развитие прекращается, наступает период консервации, а затем и период регресса.
Эббингауз – придерживался этой позиции относительно памяти.
Векслер – относительно интеллекта.
Бунак:
Выделял возраста:
– прогрессивные (до 21 года);
– стабильные (вся взрослость);
– регрессивные (после 50 лет).

2. Герантологи.
Не согласны с тем, что взрослость – определенная статика жизни.
Взрослость – это серия сложных процессов, нарушение стационарных состояний, т.е. взрослость – период инволюции, разрушения.
Рассматривают с позиции развертывания инволюционных процессов.

3.  ….
Ананьев – впервые высказал теорию, которая на сегодняшний момент считается базовой (основной).
В период взрослости мы наблюдаем противоречивую природу развития.
Существуют противоречивые процессы:
–эволюционные;
–стабилизации;
–инволюционные.
Т.е. можно говорить о разнородности развития во взрослые возраста.
Причем, динамика развития разнородна.
Процессы развития происходят и во взрослые возраста.
Деструктивным процессам противостоят конструктивные.

Периодизация взрослости.
Взрослость неоднородна, и можно выделить определенные периоды взрослости.

Периодизации:
Взрослость (21– 55-60 лет):
    –молодость (21–35 лет);
    –зрелость (35–55-60 лет).

По-разному определяются границы взрослости:
Бунак считал, что взрослость начинается с 25 лет.
Биррен считал, что юность заканчивается к ???
Гинсборг – 24 года.
Выготский – 28 лет.

Центральная задача взрослости – достижение зрелости (как на уровне индивида (соматическая), так и на познавательном, гражданском, трудовом, и т.д. (они не совпадают по времени – гетерохрония зрелости)).
На первый план выходит индивидуальная характеристика, а возраст – фон.

Брамлей

– наиболее известная классификация взрослости.
Предложила деление взрослости на несколько периодов (в социальных условиях Англии).

1. Ранняя взрослость (21–25 лет) – это период, когда завершается овладение взрослостью человека, когда человек получает и начинает реализовывать все свои права. Период, когда происходит включение во все виды социальной активности.
На этой стадии: 23–24 года – средний возраст вступления в брак.
=> задачи возраста:
    –поиск брачного партнера;
    –становление собственной семьи;
    –собственный образ жизни;
    –овладение проф. ролями;
    –продолжение проф. подготовки, и т.д.

2. Средняя взрослость (25–40 лет) – годы максимальных достижений во многих видах деятельности (интеллектуальная, социальная, экономическая, материальная и т.д.) – это годы пик + годы лидерства.
Новое:
    –старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых;
    –проф. совершенство;
    –начало передачи опыта;
    –воспитание детей;
    –легкий упадок физических и умственных сил при максимальных нагрузках.

3. Поздняя зрелость (40–55 лет) – главные черты:
    –продолжение установления социальных связей;
    –выполнение социальных ролей;
  !!–человек начинает отбирать наиболее значимое для себя занятие => происходит доминирование одних видов деятельности над другими, отказ от некоторых видов деятельности;
    –старшинство по возрасту во многих коллективах;
    –передача опыта;
    –изменение образа жизни в связи с уходом детей из семьи;
    –дальнейший упадок физических и умственных сил.

4. Предпенсионный возраст (55–60 лет) – характерно:
    –более очевидный упадок физических и умственных сил;
    –ослабление сексуальных функций;
    –годы пик во многих социальных достижениях (положение в обществе, власть, авторитет и т.п.);
    –частичная освобожденность от занятий и выбор наиболее интересных для личности дел;
    –изменяется мотивация в связи с подготовкой/ ожиданием/ сопротивлением старости.

–––––––––––
периодизация – ЭРИКСОН!!!

 

Hosted by uCoz