Билет 44.
Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.

Развитие личности во взрослых возрастах.
Ананьев.
Происходит закрепление, стабилизация основных личностных свойств, повышение уровня сознательности + (!!) иерархизация свойств личности, формируется направленность личности.
Структурный компонент (стержень) свойств личности – мировоззрение (определяет направленность личности, иерархизацию свойств личности).

Ярко выражены – индивидуальные особенности личности, которые зависят от характера жизнедеятельности человека.

Мировоззрение и социальная активность начинают интенсивно развиваться в первую половину взрослости (период молодости).

Существуют возрастные и гендерные особенности в жизненных планах (Лисовских):

* места по значимости:

Гендерные ос.

Возрастные ос.

Планы

М

Ж

20-25 л.

26-30 л.

Профессионально-образовательные

1

3

1

3

Материально-бытовые

2

2

2

1

Личные

3

1

3

2

 

С возрастом увеличивается количество интересов в общественной жизни, политической жизни, увеличиваются интересы, связанные с серьезной музыкой, литературой.
+ интересы зависят от уровня образованности человека.

Самооценка уровня притязаний (с возрастом):
–стабилизируется
–повышается адекватность с\оц
–повышается адекватность поведения человека, и т.д.
* здесь есть возрастная изменчивость.

Уровень притязаний зависит не от возраста, а от уровня образованности.

Взрослость=возраст максимальных достижений:
Шевчук – изучал кульминационные точки в разных видах деятельности:
–хореография – 20-25 лет;
–музыкальная и поэтическая деятельность – 30-35 лет;
–научная деятельность, политика – 40-55 лет.

Леман – изучал научное творчество.
В научном творчестве пики достижений:
–химики – до 30 лет;
–математика, физикаЮ программисты – 30-34 года;
–астрономы, геологи – 35-39 лет.
Кульминационные моменты в научной деятельности – 35-40 лет; 40-45 лет.
Многие называют вторую кульминацию в более поздние годы. Она зависит от индивидуальных деятельностей, особенностей.

Существует 2 пика:
1. Середина взрослого возраста.
2. Более поздние годы – возможно, но зависит от индивидуальных возможностей, от вида деятельности.

Интеллектуальное развитие.
Развитие познавательной сферы.
Ананьев.
1. В возрасте от 18 до 25 лет связи между психическими процессами (память, внимание, мышление и т.д.) немногочисленны, а после 25 лет появляются тесные связи.

2. Уровень развития всех психических процессов будет зависеть от участия человека в образовательной деятельности.
Чем больше человек участвует в познавательной деятельности, тем выше уровень всех его (психических) познавательных процессов.

3. Несмотря на то, что в развитии отдельных психических процессов существуют периоды спадов, подъемов, стабильные…, интеллект находится на достаточном уровне во все возраста.
Уровень интеллекта зависит от самообразования человека.
Наш интеллект в разном возрасте опирается на разные процессы, т.е. с возрастом – структура интеллекта будет разная.

Интеллект (интеллектуальное долголетие), его уровень зависит от:
1) Генетической программы – чем более одарен человек, тем больше сохранность интеллекта.
2) Активность – чем дольше используются интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется интеллект.

Развитие психических процессов.
ВНИМАНИЕ.
3 этапа:
18–26 лет – период сравнительно невысокого уровня развития внимания (пики 22 и 24 года).
27–33 года – наиболее высокий уровень развития внимания.
34–40 лет – нет единой картины, очень резкие скачки в развитии внимания, уменьшается объем и устойчивость внимания.

В развитии внимания, как и любого другого психического процесса, нет какой-то одной линии развития, есть пики, спады и т.п.

ПАМЯТЬ.
Нет сплошного улучшения или ухудшения. Разнородная динамика.
Развитие памяти продолжается и после созревания мозговых структур (биол. созр.)
18–19 лет – наиболее высокое развитие памяти.
21–22 года – небольшой спад.
23–24 – новый подъем, после него понижение уровня памяти.
29–30 – новый пик.
32–36 – снижение уровня памяти.
37–38 – небольшой подъем.
К 40 годам – спад.

Подъемы и спады чередуются.
Разные стороны памяти развиваются гетерохронно, т.е. нет совпадений в динамике развития вербального и образного вида, кратковременной и долговременной памяти, и т.д.

* Интеллектуальная деятельность способствует развитию памяти.
**Отсутствие активной интеллектуальной деятельности приводит к понижению:
   –вербальной долговременной (в большей степени);
   –вербальной кратковременной и образной памяти (в меньшей степени).

Противоречия между вербальным сохранением и запечатлением.
Сохранение начинается ухудшаться с 27 лет, а запечатление – с 35 лет.
Т.е. 27–35 лет – хорошо быстро запоминаю, но не храню.

Поскольку непроизвольное запоминание начинает снижаться уже с 20 лет, а произвольное после 25–27 лет, то необходима интеллектуализация процесса памяти.

МЫШЛЕНИЕ.
Пики и общая логика развития практического, образного и логического мышления не совпадают друг с другом.
25, 33, 37 лет – уровень совпадает.
Во все остальные возраста – не совпадет.

18–21 – отставание практического от образного и логического.
22–25 – подъем практического мышления, которое оказывается по уровню развития выше всех других видов мышления.
26–29 – стабилизация всех видов мышления с наибольшим преобладанием практического.
30–40 – ритмическое изменение всех видов.

От 18 до 25 – подъемы и спады мышления сменяются через 1–2 года.
После 25 – через 3-4 года.

На уровень развития мышления влияет интеллектуальная деятельность и умственное напряжение; самообразование, самообучение.

Динамика развития разных психических процессов:
18-25 лет – связи между отдельными видами психических процессов не многочисленны;
после 25 лет – количество связей увеличивается àинтеллект становится целостной системой.
–––
18–19 лет – пик развития интеллекта;
20–24 лет – очень плавное снижение;
после 25 лет – плавное увеличение уровня интеллекта.
29–30 лет – пик интеллекта (очень плавный, невысокий).

Кризисы.
Выделяют несколько типов кризисов:

1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития. Это явление абсолютно нормальное, необходимое и закономерное.
Кризисы взрослого человека смещены во времени, границы во времени очень плавные.
Существуют самые разные кризисы.
Всеми авторами выделяются…
…виды нормативных кризисов:

2. Кризисы, которые связаны с развитием тех социальных систем, в которые входит человек.

            Выделяют:
   –первые 3 года – адаптационный период. У людей с более подвижной НС сроки меньше; если более благоприятные внешние условия, совместимость внешних и внутренних – также длиться меньше;
   –кризис 5–7 лет – связан с тем, что женщина частично начинает освобождаться от рождения и выкармливания ребенка => возрастают личностные потребности, а для мужчины – женщина все еще выполняет семейные функции.
   –кризис 10–15 лет – связан с кризисом середины жизни.
   –кризис 20–25 лет.
            3 основные ценности семейной жизни:
   –сексуальная;
   –психологическая;
   –образовательная (àинтерес общения).
   в зависимости от возраста и срока отношений – ценности меняются местами.

 

3. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.
Не привязаны к возрастам и частота их проявления будет зависеть от того, как человек сам строит свою жизнь.
Ахмеров: 3 типа кризисов:

1 причина: возникает тогда, когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин (пр: когда ценности окружающего общества несколько не сходятся с собственными ценностями).
2 причина: когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг; человек оценивает свои достижения на минимальном уровне.
Проявление/выражение кризиса: «Жизнь не удалась, потому что я не достиг цели».

!! Возникает после любых достижений, но может быть выражен в большей или меньшей степени.

«Безнадежный застой, гарантированная скука будет продолжаться». Замкнутый круг.

 

Hosted by uCoz