Билет 29.
Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.

Младший школьный возраст – 7–11 лет.

Социальная ситуация развития.
Младший школьный возраст – вершина формирования детства.
Много детских черт сохраняется, но появляется другая логика мышления.

Меняется то, что ребенок попадет в ситуацию учебной деятельности.
В этой деятельности ребенок получает новые ЗУНы, сталкивается с новыми правилами и обязанностями + ребенок вливается в новый коллектив, который связан с выполнением социально-значимой деятельности.
Ребенок приобретает новый социальный статус – школьник => новые интересы, ценности, совершенно новый уклад жизни.

3–5 лет – удовольствие от игры (процесса).
5–6 лет – удовольствие не только от процесса, но и от результата.

Игровая мотивация постепенно уступает место учебной, а при учебной мотивации действия производятся ради конкретных ЗУНов.
Возникает одобрение взрослых и сверстников, и подтверждается социальный статус.

Расширяется сфера социальных контактов ребенка (взрослые: родители, учитель; сверстники: одноклассники, др. друзья).

Анатомо-физиологические возможности.
Ребенок идет в школу à новые физические нагрузки.
Левитов: ни в одном возрасте нет такой связи между здоровьем ребенка и психическим развитием.
Развитие интенсивное и спокойное.

Костно-мышечная система: увеличение роста и веса. Много хрящевой ткани à большая пластичность. Продолжается рост круглых мышц.
Ребенок может много прыгать и скакать, а мелкая моторика – очень быстро утомляет.
Мышцы сердца растут достаточно быстро.
Активная интеллектуальна деятельность – увеличивается вес мозга.
7 лет – 1280 гр.
11 лет – 1400 гр.
Увеличиваются лобные доли => появляется возможность для логической и аналитико-синтетической деятельности.
НС: работоспособность нервных клеток гораздо выше, но возбуждение преобладает над торможением => непоседливые.

Основные новообразования:
Ведущий тип деятельности – учебная =>…
1. Развитие произвольности как особого качества психических процессов.
2. Формирование способности к планированию.
3. Выполнение действий «про себя» (во внутреннем плане).
4. Развитие рефлексии (до этого рефлексии не было).
5. Развитие словесно-логического мышления.
6.Внутренняя позиция школьника и ее формирование.

Hosted by uCoz