Билет 42.
Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.

Учебная деятельность.
Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная, т.е. в этой деятельности человек осуществляет одну из базовых задач: подготовка к выбору профессиональной деятельности.
Строится на логическом мышлении, более активна. Меняется отношение к УД, становится более осознанным, УД рассматривается как ступень к благополучию во взрослой жизни.
Меняется отношение к учебным предметам – появляется избирательность, деление на нужные и ненужные для той сферы деятельности, которую человек выбирает.
Нужный предмет – определенное к нему отношение. Опосредованное отношение к учебным предметам.

Меняется отношение к оценкам.
У подростков: оценка любой ценой, за оценками не видят знания.
В юношеском возрасте за оценкой видят знания и ориентация идет на знания.
Увеличивается серьезное отношение к учебе. УД определяется мотивами будущего.

(Начальный школьник – мотивов будущего нет, мотив УД – получить «5», за похвалу.
5 классы – 5%
6–7 классы – 20%
9–10 классы – 58%
11 классы – около 70% мотивов будущего).

Левитов: иерархия мотивов к предмету:
1. Практический мотив – связь с профессией.
2. Общественное значение предмета – оценка предметов в контексте современного состояния общества.
3. Познавательное значение.
4. Мотив интересного преподавания.
Снижение интересов к учению (отмечают педагоги):
1. Проявляется избирательность.
2. Не все старшеклассники ориентируются на вуз.
3. Широкая конкуренция современных методов получения знаний со школьным обучением.
4. Ориентация учителя на средний уровень учеников.

Познавательные процессы.
1. увеличение произвольности процессов.
2. совершенствуется умение управлять своими психическими процессами.
3. интеллектуализация познавательных процессов.

Ощущение, восприятие– развивается наблюдательность. Наблюдение становится целенаправленным.
Память – смысловое запоминание (словесно-логическая память), пренебрежение механическими формами запоминания. Дифференцированная установка на запоминание, выделение в тексте частей, которые надо заучить, а какие надо понять.
Внимание – ведущий тип – послепроизвольное.
Мышление – высокий уровень обобщения и абстрагирования, развивается критичность мышления, формируется теоретическое мышление, понижается уровень практического мышления, приоритет логического мышления, поиск оболочки мысли (своеобразная игра). На основе мышления формируется мировоззрение.

 

Hosted by uCoz