Билет 20.
Характеристика периода младенчества.

Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.

Социальная ситуация развития.
МЫ – ребенок рассматривает себя слитно с матерью.

Лисина выделяет 2 вида общения:
1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).
2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Фрейд считал, что с периода младенчества начинается угнетение потребностей.
Пиаже считает, что ребенок полностью оторван от действительности, а включается в мир для удовлетворения потребностей.
Валлон показал несостоятельность этих взглядов: «Ребенок изначально включается во взаимодействие со взрослыми».
Выготский ???????

    Подражание звукам – эколалия.
    Этот период – доречевой период развития речи.

Значение:
1. Развивается артикуляционный аппарат. Учится управлять им.
2. Ребенок должен научиться слышать себя.
3. Ребенок приучается контролировать дыхание. Начинает формироваться речевое дыхание.

Пассивный словарный запас.
В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.
С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.
К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.
К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.

Развитие действий и движений.
Ребенок овладевает своим телом.

С развитием возникает ориентировка в пространстве.

Выготский: «Предмет учит руку, рука учит глаз».
В 8 мес. ребенок начинает жить в мире постоянных предметов.

Кризис 1-го года.
Начинается в 9 мес.
Этот кризис характеризуется первыми актами протеста.
Выражается – гипобулические неуправляемые реакции.

Божович говорит, что появляются первые предличностные образования – это аффект – но заряженные (мотивирующие) представления.

Важнейшие достижения:
1. Складываются 2 формы общения со взрослыми.
2. Появляются первые социальные реакции, направленные на взрослого человека.
3. Формируется потребность в общении.
4. Первое предличностное новообразование: с 3-х мес. – собственная активность ребенка (Авдеева, Мещерякова).
5. Представление о предмете, как постоянно существующем.
6. Формируется собственный опыт ребенка на основе развития памяти.
7. Предпосылки усвоения речи.
8. Появляются зачатки наглядно-действенного мышления.
Все действия и движения в этом возрасте можно разделить на:
– прогрессивные – нормально развивающие.
– тупиковые – замыкают ребенка на себе самом (сосание пальца, раскачивание на четвереньках, рассматривание ладошки).

К прогрессивным движениям относятся – манипулирование, хватание.

Ориентировка в окружающем.
Ориентировка носит нерасчлененный характер.
Начинают выделяться элементы мышления, восприятия.

 

Hosted by uCoz