Билет 31.
Развитие познавательных процессов младших школьников.

ВОСПРИЯТИЕ.
Возрастная способность аналитической функции мала, т.е. ребенок обладает малой различительной способностью при восприятии.

Ананьев, Любинская.
Типичные ошибки при написании:
1. Зеркальное написание.
2. Слитность двух знаков.
3. Пропуск или добавление элементов.

=> для данного возраста характерен синкретизм = осмысливание объекта по одной случайно воспринятой детали.
При восприятии:
Ребенок выделяет случайные детали, которые не всегда существенны и важны.

Восприятие ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА ребенком:
– на основе собственного опыта.
Минута воспринимается менее адекватно, чем час.
Более адекватно – час, день, неделя.
В конце возраста ребенок адекватно воспринимает месяц и год.

ВНИМАНИЕ.
– является центральной линией развития этого возраста.
Младший школьный возраст – сензитивный период для развития этой функции.

Непроизвольное внимание – в начале этого возраста.
Произвольное внимание (важное приобретение этого возраста) преобладает над непроизвольным к концу этого возраста => развивается особое качество – наблюдательность.

Характерно:
Растет объем внимания, но устойчивость небольшая.
+ слабо развито распределение внимания.

Основные причины рассеянности внимания:
1. Переутомление.
2. недостаточная умственная активность.
3. Результат неправильного воспитания.
4. Негибкое внимание или отсутствие переключаемости.
5. Физиологическая причина – отсутствие «живого дыхания» (при неправильной посадке à О2 не доходит до мозга à невнимательность).

ПАМЯТЬ.
1) Младший школьник осознанно ставит задачу запомнить материал à 2) позднее дети могут группировать материал по категориям à 3) Затем дети могут создавать небольшие рассказы и образы, помогающие лучшему запоминанию.

Т.о., развитие памяти идет в 2-х направлениях:
1. Совершенствование управляемости.
2. Увеличение роли словесно-логического/смыслового запоминания.

1 класс – более продуктивная наглядно-образная память.
3 класс – более продуктивна словесно-логическая память.
1–2 класс – механическая память.
3 класс – логическое развитие.

 => интеллектуализация.

ВООБРАЖЕНИЕ.
1. Репродуктивное:
    –образы статичны и бедны деталями (в начале возраста);
    –образы обогащаются и становятся более детальными (в конце возраста).
2. Творческое – образы более реалистичны, необузданная фантазия сдерживается.

МЫШЛЕНИЕ.
Выготский: развитие мышления очень важно на этом этапе.
Происходит переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций.

Мышление становится менее интуитивным и менее эгоцентричным. Постепенно оно превращается в логическое мышление.

К концу дооперациональной стадии регидность, статичность, необратимость начинают исчезать.
Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным.
Способны выходить за пределы ситуации, делать логические выводы и находить причинно-следственные связи.

В начале возраста – мышление образное.
К концу возраста – формируется словесно-логическое – новообразование этого возраста.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ.
Включает в себя 3 этапа:

Характерно для 1–2 класса…

1 этап – понятие формируется на основе выделения функциональных признаков.
2 этап – при перечислении всех признаков.

Конец 2 – начало 3 класса…

3 этап – понятия выделяются на основе общих существенных признаков.

ЯЗЫКОВОЕ   РАЗВИТИЕ.
Совершенствуются навыки устной речи.
Расширение словарного запаса à овладение более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением (пр: начинают употреблять пассивный залог).

 

Hosted by uCoz