Билет 32.
Психологическая характеристика личности младшего школьника.

Развитие личности.
Школа – важнейшее социальное пространство, в котором ребенок решает проблемы развития.
Главная из них – установление и осуществление социальных связей.

 

Когда границы нарушаются à отрицательные эмоции à зарождается новое в социальных связях.
Социальные связи начинают регулироваться осознанной мерой воздействия.

???????????????
Необходимость таких проб себя как…
???????????????

Появляется важнейшее новообразование – единица измерения отношений = мера правильности.

Дети часто производят впечатление педантов.
Ребенок осознает тот факт, что отношения между людьми строятся по определенным правилам.
Мера правильности и требование соблюдать ее являются основой развития морального сознания ребенка.

Качественные изменения социальных отношений связаны с ориентацией на безличную обобщенную правильность отношений.
Преобладает тенденция отвечать ожиданиям других.
Ребенок вступает в противоречие между этой тенденцией и необходимостью ????????????
Это противоречие разрешается созданием меры правильности в регуляции отношений.

Навыки самообразования.
Под руководством учителя ребенок учится.
Ребенок учиться задавать себе вопросы – «Что я делаю?», «Как я делаю?» и т.д.
=> развитие рефлексии.

??????????????????

По мере взросления у ребенка формируется все более точное и полное представление о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей.

Начинают приписывать себе все больше отличительных особенностей => уточнение и усложнение «Я–образа» и образов других людей.

Усовершенствование «Я–образа» происходит на 2-х уровнях:
1. Общий.
2. Специфический
    а) учебная область;
    б) физическая область;
    в) социальная область.
Ребенок может сравнивать себя с другими.

Проясняющая «Я–концепция» снабжает детей фильтром, сквозь который они оценивают свое собственное социальное поведение и поведение окружающих.

!! Важно – развитие реалистичной самооценки.

Характерные черты младшего школьного возраста:
– это период впитывания и накопления знаний.
1. Доверчивое подчинение авторитету.
2. Повышенная восприимчивость и внимательность.
3. Наивно-игровое отношение к миру.
4. Подражательность/воспитание через собственный пример.
5. Социальная нормативность.
????????????????
+ ребенок начинает овладевать нормами и правилами школьной жизни.
Ведущие потребности младшего школьника:
1. потребность в игре.
2. … в движении.
3. … во вешних впечатлениях.
4. … в положительных эмоциях.
5. познавательная потребность.
6. Ведущая потребность – потребность в общении.

 

Далее появляется потребность в общественной активности.
Еще дальше – потребность занять новое положение – положение школьника.
+ потребность в социально одобряемой деятельности.

!! Переход:
–от материальных потребностей к духовным;
–от потребностей «для себя» к потребностям «для других».

Отношения со сверстниками.
Мотивируют свое общение/отношение хорошей или плохой учебой или отношением учителя…
1 класс – 85% класса;
2 класс – 60–70% класса;
3 класс – менее 10–15% класса. 70% мотивируют свое отношение нравственными качествами сверстников.

Дружба.
Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание.

Селман.
Развитие дружбы в этот период проходит 4 стадии:
1. до 6 лет – в этой стадии дружба носит эгоцентрический характер и основывается на близости проживания или выгоде.

2. от 7 до 9 лет – в отношениях появляется больше взаимности и важную роль приобретает знание о чувствах другого человека.

3. 9–12 лет – в качестве основы для дружбы начинают выступать взаимные обязательства и оценка действий друг друга.

4. с 12 лет – дети видят в дружбе стабильные длительные отношения, которые основываются на обязательствах и взаимном доверии.

Б\я дружбе проиходит:
–усвоение социальных понятий и навыков;
–развитие чувств (собственного достоинства, самоуважения и т.п.).
–когда дети дружат, они могут дополнять друг друга.

Кроме того, на основе подражательности происходит формирование характера (не б\я дружбе).
+ Развивается эмоциональная сфера (характерна импульсивность).

Нравственные чувства.
Филипенко: развитие нравственных чувств не связано с возрастной динамикой, т.к. в одном классе могут быть дети с разными нравственными чувствами.

Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых традиций воспитания детей.

Скорость прохождения различна, но последовательность не меняется.

На этом этапе…

Ребенок оценивает человеческую жизнь, исходя из чисто практических соображений, а не обращаясь к общим моральным принципам.

Hosted by uCoz