Билет 32.
Психологическая характеристика личности младшего школьника.
Развитие личности.
Школа – важнейшее социальное пространство, в котором ребенок решает проблемы развития.
Главная из них – установление и осуществление социальных связей.
Когда границы нарушаются à отрицательные эмоции à зарождается новое в социальных связях.
Социальные связи начинают регулироваться осознанной мерой воздействия.
???????????????
Необходимость таких проб себя как…
???????????????
Появляется важнейшее новообразование – единица измерения отношений = мера правильности.
Дети часто производят впечатление педантов.
Ребенок осознает тот факт, что отношения между людьми строятся по определенным правилам.
Мера правильности и требование соблюдать ее являются основой развития морального сознания ребенка.
Качественные изменения социальных отношений связаны с ориентацией на безличную обобщенную правильность отношений.
Преобладает тенденция отвечать ожиданиям других.
Ребенок вступает в противоречие между этой тенденцией и необходимостью ????????????
Это противоречие разрешается созданием меры правильности в регуляции отношений.
Навыки самообразования.
Под руководством учителя ребенок учится.
Ребенок учиться задавать себе вопросы – «Что я делаю?», «Как я делаю?» и т.д.
=> развитие рефлексии.
??????????????????
По мере взросления у ребенка формируется все более точное и полное представление о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей.
Начинают приписывать себе все больше отличительных особенностей => уточнение и усложнение «Я–образа» и образов других людей.
Усовершенствование «Я–образа» происходит на 2-х уровнях:
1. Общий.
2. Специфический
а) учебная область;
б) физическая область;
в) социальная область.
Ребенок может сравнивать себя с другими.
Проясняющая «Я–концепция» снабжает детей фильтром, сквозь который они оценивают свое собственное социальное поведение и поведение окружающих.
!! Важно – развитие реалистичной самооценки.
Характерные черты младшего школьного возраста:
– это период впитывания и накопления знаний.
1. Доверчивое подчинение авторитету.
2. Повышенная восприимчивость и внимательность.
3. Наивно-игровое отношение к миру.
4. Подражательность/воспитание через собственный пример.
5. Социальная нормативность.
????????????????
+ ребенок начинает овладевать нормами и правилами школьной жизни.
Ведущие потребности младшего школьника:
1. потребность в игре.
2. … в движении.
3. … во вешних впечатлениях.
4. … в положительных эмоциях.
5. познавательная потребность.
6. Ведущая потребность – потребность в общении.
Далее появляется потребность в общественной активности.
Еще дальше – потребность занять новое положение – положение школьника.
+ потребность в социально одобряемой деятельности.
!! Переход:
–от материальных потребностей к духовным;
–от потребностей «для себя» к потребностям «для других».
Отношения со сверстниками.
Мотивируют свое общение/отношение хорошей или плохой учебой или отношением учителя…
1 класс – 85% класса;
2 класс – 60–70% класса;
3 класс – менее 10–15% класса. 70% мотивируют свое отношение нравственными качествами сверстников.
Дружба.
Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание.
Селман.
Развитие дружбы в этот период проходит 4 стадии:
1. до 6 лет – в этой стадии дружба носит эгоцентрический характер и основывается на близости проживания или выгоде.
2. от 7 до 9 лет – в отношениях появляется больше взаимности и важную роль приобретает знание о чувствах другого человека.
3. 9–12 лет – в качестве основы для дружбы начинают выступать взаимные обязательства и оценка действий друг друга.
4. с 12 лет – дети видят в дружбе стабильные длительные отношения, которые основываются на обязательствах и взаимном доверии.
Б\я дружбе проиходит:
–усвоение социальных понятий и навыков;
–развитие чувств (собственного достоинства, самоуважения и т.п.).
–когда дети дружат, они могут дополнять друг друга.
Кроме того, на основе подражательности происходит формирование характера (не б\я дружбе).
+ Развивается эмоциональная сфера (характерна импульсивность).
Нравственные чувства.
Филипенко: развитие нравственных чувств не связано с возрастной динамикой, т.к. в одном классе могут быть дети с разными нравственными чувствами.
Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых традиций воспитания детей.
Скорость прохождения различна, но последовательность не меняется.
Ребенок оценивает человеческую жизнь, исходя из чисто практических соображений, а не обращаясь к общим моральным принципам.