Билет 1.
Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
Возрастная психология - это отрасль психологии, изучающая вопросы/проблемы психического развития в онтогенезе.
Одна из первых отраслей психологии - возрастная психология.
Появляется в середине 19 в.
Онтогенез - развитие от зачатия до смерти.
Филогенез - историческое развитие.
Возрастная психология - акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста.
Основная задача - составить психологические портреты людей определенного возраста и т.д.
Психология развития - это область знаний о закономерностях возрастных преобразований.
Существуют определенные законы, по которым мы развиваемся (пр: моторика à речь).
Психология развития изучает закономерности, но рассматривая отдельного человека (в реальной логике изучения), мы не можем выделить его по закономерности.
Предмет возрастной психологии и психологии развития.
Предмет = особенности психического развития и динамика возрастных изменений.
В зависимости от динамических характеристик, возрастные изменения бывают 3-х типов:
1. Эволюционные.
2. Революционные.
3. Ситуационные.
Эволюционные/литические изменения.
- сравнительно медленные, основательные, глубокие количественные и качественные изменения, охватывающие значительные периоды жизни (от нескольких месяцев у младенцев до нескольких лет у взрослых).
Завися от постоянно действующих факторов:
1. Биологическое созревание.
2. Психофизиологическое состояние системы органов.
3. Социальные отношения.
4. Достигнутый уровень развития.
(пр: развитие личности, изменение с\оц., становление характера, когнитивные изменения (пр: наглядно-действенное мышление à наглядно образное мышление) и т.д.).
Это изменение появляется, развивается и никуда не девается.
Революционные изменения.
- изменения приуроченные к кризисам возрастного развития, происходящие быстро, в короткое время, глубокие преобразования. В чистом виде существуют в данном кризисе, а потом входят в состав самосознания.
(пр: кризис первого года: освобождение рук, человек отстаивает свое «Я». Эти изменения входят в другие качества и меняют человека кардинально).
Ситуационные изменения.
- затрагивают поведенческую и психическую сферу под влиянием организмической и неорганизмической среды. Они неустойчивы, обратимы, предполагают их последующее закрепление. Затрагивают поверхностные сферы психики. + таблица..
Второй предмет возрастной психологии = возраст.
3 типа возраста:
1. Психологический - это уникальное сочетание личностных, когнитивных, поведенческих особенностей, которые за пределами возраста уже не повторяются.
Возрастная норма развития - это среднестатистические характеристики особенностей развития в данном возрасте. Возрастная норма имеет определенные границы, существуют пределы возрастных норм.
(2-4%) задержка (отклонения) ß норма à гениальные (опережение) (2-4%)
2. Биологический - это сочетание биологических, физиологических показателей, биологическое развитие.
3. Паспортный - количество лет (…указано в паспорте).
Детерминанты психического развития - «Почему человек развивается?»
Идеалисты - человек развивается из-за того, что вне его: Бог, высший разум и т.п.
Материалисты - в основе развития борьба противоречий (зазор между «надо» и «хочу»).
Побудительные силы - это источник развития, определяющий основное направление нашего развития и его динамические характеристики (чем сильнее потребности, тем активнее).
Условия развития - это те факторы, которые обеспечивают полноценное психическое развитие.
- биологическая норма.
- социальная норма (социальное влияние).
Закономерности - это те механизмы, которые определяют общий ход развития (ход всего развития).
- это механизмы, которым подчиняется развитие, и зная которые можно управлять развитием.
с низу вверх - понятия идут по нарастающей: к более крупным.
Типы\Хар-ки |
Динамические х-ки |
От чего зависят |
Устойчивость |
Влияние на психику |
Эволюционные |
Сравнительно медленные, основательные. |
Биологическое созревание, психофизиологическое состояние, социальные отношения, уровень развития. |
Появляются и никуда не деваются, а лишь изменяются со временем, необратимы. |
Глубокое. |
Революционные |
Происходят быстро и в короткое время. |
Признаки возрастного развития, кризис. |
Глубокие преобразования во время кризиса, необратимы. |
Входят в другие психические качества человека, меняют его кардинально. |
Ситуативные |
Быстрые, скоростные, неопределенные. |
Зависят от среды, ситуации жизнедеятельности, обучения и обитания. |
Неустойчивы, требуют подкрепления. |
Затрагивают поверхностные сферы психики. |