Билет 39.
Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.

14-15 – 21-22 года.
2 подпериода:
1) Ранняя юность – школьный подпериод (14-15 – 17-18 лет = 9,10,11 классы).
2) Студенческий подпериод – II период юношеского возраста (17-18 – 21-22 года).
Социальная ситуация развития.
Социально-психологическое содержание – овладение взрослыми ролями, взросление.
Подросток: доказать всем – «Я не ребенок». Начинает переход, но нет опыта перехода.
Юношеский: есть опыт перехода, положение более стабильное, социум признает взрослеющим, если не взрослым.

Положение юношеского возраста – двойственно.
Взрослость признается, но объективное положение – положение ребенка, т.к. ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная.
Все виды зависимостей + материальная зависимость à моральная зависимость.

Центральная линия развития: развитие личности. личность с юношеского периода начинает влиять на содержание всей психической жизни.
Формирование мировоззрения, формирование самоопределения (в т.ч. и профессионального).
Устремленность в будущее.

Юношеский возраст может наследовать проблемы подросткового возраста.
Анатомо-физиологические возможности.
Физическое развитие.
Темпы замедляются, идет достаточно плавно и равномерно. Все противоречия в системах сглаживаются.
Заканчивается бурный и неравномерный рост тела, меняются пропорции тела.
Все внутренние органы начинают функционировать по взрослому типу.
Нарастает мышечная масса.
2–3 см в год в росте.
Появляется умение управлять своим телом.
Нет противоречия между объемом сердца и просветом сосудов.
Железы внутренней секреции: половые железы регулируют работу желез внутренней секреции. Стабилизация поведения.
Нормализуется работа щитовидной железы и гипофиза.
У юношей скачок роста часто приходится на начало юношеского возраста.
Организм работает относительно ритмично и спокойно.
Нервная система.
Мозг усложняет свою работу за счет усложнения внутриклеточной структуры, усложнение работы нервных клеток.
Увеличивается количество ас. волокон, усложняется деятельность синапсов.
=> работа мозга становиться более системной, деятельность становится более целенаправленной, темп психической деятельности увеличивается.
Юношеская нервозность – следствие нарушения режима дня.
Половое созревание.
К 18 годам организм достигает минимального уровня зрелости. Полностью мужской организм формируется к 26 годам, а женский – к 23 годам.

Задачи возраста:
Коул, Холл «Психология юности».
1. Общая эмоциональная и социальная зрелость.
    Компоненты зрелости:

  1. трудовая;
  2. гражданская;
  3. личностная;
  4. интеллектуальная (познавательная).

В норме личностная зрелость должна наступать к началу зрелого периода.
Сейчас личностная зрелость запаздывает => инфантилизм.

2. Эмансипация от родительского дома на уровне эмоций (+потом/м.б. физическом).
    Более значима эмоциональная эмансипация, решается в юношеском возрасте – установление граниз взрослой жизни, эмоциональной жизни.
3. Интеллектуальная зрелость.
4. Пробуждение гетеросексуального интереса.
5. Выбор профессии.
    Митина: выбирая профессию, юноша (? подросток ?) ориентируется на стиль деятельности, социальное окружение
6. Идентификация личности (осознание Я).
7. Научиться обращаться со свободным временем.
8. Построить психологию жизни, основанную на совести и сознании долга (морально-нравственное самоопределение).

 

Hosted by uCoz