Билет 38.
Личность и самосознание подростка.
Подростковый возраст 11(д)-12(м) лет – 14(д)-15(м) лет.
(5–8 класс).
Включает возникновение и развитие чувства взрослости и «Я–концепции».
Самооценка:
Факторы, влияющие на формирование с\оц:
1. Присвоение оценок референтных окружающих.
2. Начинает сравнивать свои поступки со своими представлениями о том или ином качестве.
3. Рефлексия.
à В результате появляется неустойчивость и сверхобобщенность.
Самоанализ:
Если он чрезмерный, то он может перейти в самокопание, которое может перейти в недовольство собой.
Воображаемая аудитория – феномен, когда подросток считает, что все за ним наблюдают.
Стремление к уединению, удовольствие от тоски.
Основное образование – «Я–концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
2 образа «Я»:
1. Реальное «Я» – физическое Я, когнитивное Я, личностное Я, межличностное Я.
2. Идеальное «Я».
Оценочный компонент:
– с\оценка;
– социальные нормативы;
– осознание оценки другими.
2 варианта выхода из столкновения идеального и реального «Я»:
1) Идеальное «Я» недостижимо à возникает чувство неуверенности в себе.
Выражается в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
2) Идеальное «Я» представляется примерно достижимым à это приводит к самовоспитанию.
Возникновение саморегуляции:
Не все подростки могут проявить силу воли.
Надежда на чудо, т.е. ребенок считает, что то, к чему он стремиться, произойдет само собой, б\я какому-то чуду.
У ребенка возникает потребность изменить себя.
Есть желание, но умения нет –– и в связи с этим возникают неадекватные поступки, которые могут привести к дивиантному поведению.
Психолог должен за этим следить и это все организовать.
К концу возраста у ребенка появляется внутренняя точка отсчета, т.е. впервые подросток хочет соответствовать собственным требованиям.