8 билет. Учет возрастных особенностей школьников в процессе обучения и воспитания.

Возраст – это отдельный этап развития человека, который представляет собой замкнутое в себе целое единство отдельных сторон  и черт этой личности, и характеризуется типичными для данного возраста характеристиками.

Периодизация:

Младший школьный возраст.
Происходят большие изменения в деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Познавательная деятельность переходит в процесс обучения.
Восприятие неустойчиво и неорганизованно, но в тоже время острое и «свежее». Учитель постепенно должен приучить школьника целенаправленно слушать и смотреть, развить наблюдательность. Восприятие должно принять организованный характер.
Внимание  непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. =>Весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями: мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление  развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. На первых порах нужно опираться на то что ребенок мыслит формами, красками, звуками. Задача школы – поднять уровень мышления ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Появляется важное умение устно и письменно излагать свои мысли.
Память Мозг обладает высокой пластичностью, которая позволяет легко дословно запоминать инфо. Безошибочно запоминается интересный и яркий материал. Но ученики не умеют направить память  и подчинить ее задачам обучения. Учитель должен выработать умение самоконтроля при заучивании, навык самопроверки знаний, рациональной организации учебных действий.
Огромные возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Средний школьный возраст.(11-15лет)
Это переходный возраст от детства к юности. Это 5-9 классы. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Большое значение имеет отношение подростка к наблюдаемому предмету. Подросток не умеет связывать восприятие  окружающей жизни с учебным материалом.
Внимание  характерная черта – избирательность внимания. Интерес к необычному часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Хороша та организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
Мышление Существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление приобретает критичность. Подросток не опирается на мнение учителя, а стремится иметь свое мнение.. он склонен к спорам и возражениям. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить причинно-следственные зависимости.
Речь становится более образной и выразительной, со сложной синтаксической структурой.
Идет интенсивное нравственное формирование. Нравственные идеалы складываются под влиянием различных факторов =>идеалы очень разнообразны.

Старший школьный возраст.
Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера, это время самоутверждения.
Ярко выражено  избирательное отношение к учебным предметам. Характерная черта – потребность в значимых для жизненного успеха знаний.=>
Восприятие целенаправленно, внимание произвольно и устойчиво, память имеет логический характер.  Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.
У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус.

Также учитель должен учитывать все индивидуальные особенности детей, их особенности восприятия, мышления, склонностей, темперамента. Ведь только тогда он сможет воспитать индивидуальность.  Индивидуальный подход основана на наблюдении и изучении учащихся в процессе их деятельности. 
Самый яркий пример этого Макаренко, Горький о нем писал:  «он знает к5аждого колониста и может хотя бы 5 словами описать его»

Hosted by uCoz