4 билет. Сущность процесса воспитания, Движущие силы и особенности.

Воспитаниеэто процесс формирования развития личности, включающий в себя целенаправленное воздействие извне и самовоспитание личности.
Воспитаниеэто взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. => Это саморазвивающаяся система, единицей которой является  Развивающая воспитательная ситуация.

Свойства воспитательного процесса.

  1. Статичность
  2. Многомерность
  3. Иерархичность
  4. Самоуправляемость

В проц. воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.
Воспитание -  Это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Особенности воспитательного процесса.

  1. Это процесс целенаправленный. Цель должна быть близка и понятна воспитаннику. Должно быть единство целей воспитателя и воспитанника.
  2. Это процесс многофакторный. Здесь проявляются  объективные и субъективные факторы. Они должны взаимодействовать.
  3. Длительность. Воспитат. Процесс длится всю жизнь. Школьное воспитание  оказывает большое влияние на сознание человека, т.к. нервная система в молодом возрасте очень пластична и восприимчива. Но рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для воспит. Характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
  4. Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, то воспитателю приходится заново начинать его, вместо того, чтобы углублять его и вырабатывать новые привычки.
  5. Это процесс комплексный. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
  6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действием субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их субъективным опытом, отношением к воспитанию. Большое влияние оказывает уровень профессиональной подготовленности и мастерства воспитателя.
  7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Процесс идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Hosted by uCoz