4 билет. Сущность процесса воспитания, Движущие силы и особенности.
Воспитание – это процесс формирования развития личности, включающий в себя целенаправленное воздействие извне и самовоспитание личности.
Воспитание – это взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. => Это саморазвивающаяся система, единицей которой является Развивающая воспитательная ситуация.
Свойства воспитательного процесса.
- Статичность
- Многомерность
- Иерархичность
- Самоуправляемость
В проц. воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.
Воспитание - Это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Особенности воспитательного процесса.
- Это процесс целенаправленный. Цель должна быть близка и понятна воспитаннику. Должно быть единство целей воспитателя и воспитанника.
- Это процесс многофакторный. Здесь проявляются объективные и субъективные факторы. Они должны взаимодействовать.
- Длительность. Воспитат. Процесс длится всю жизнь. Школьное воспитание оказывает большое влияние на сознание человека, т.к. нервная система в молодом возрасте очень пластична и восприимчива. Но рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для воспит. Характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
- Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, то воспитателю приходится заново начинать его, вместо того, чтобы углублять его и вырабатывать новые привычки.
- Это процесс комплексный. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
- Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действием субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их субъективным опытом, отношением к воспитанию. Большое влияние оказывает уровень профессиональной подготовленности и мастерства воспитателя.
- Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Процесс идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника к воспитателю (обратная связь).