39 билет. Контроли и оценка учащихся. Дидактические требования к оценке учащихся.

контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Функции контроля:

Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключается в том, что учитель через него имеет возможность постоянно знать уроверь умственного развития ученика.

Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний.
Выделим также диагностическую подфункцию контроля в учебно-воспитательном процессе.
Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфункции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.

Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения.
Проверочно-оценочная функция контроля также включает ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы учителя, к организации методической работы в школе.

Принципы контроля:

 

Оценка и отметка:

Оценка – это вербальное выражение учителя об успехах школьника
Отметка – это балльное выражение оценки: 5,4,3,2,1

Оценка - это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах
(по Амонашвиле)
оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает

 

Психологический смысл и социальная сущность отметок:

 

Правила оценивания и выставления отметок
В подготовительном и 1-м классе отметки вообще не выставляются. Учитель ограничивается словесными оценками успехов или неудач ребенка. Не рекомендуется сравнивать одного ученика с другим, особенно если это разные по успеваемости ученики (слабый и сильный).
При устном опросе сначала следует сформулировать вопрос для всего класса, сделать небольшую паузу и потом уже назвать фамилию (имя) ученика, которому предлагается ответить. Нельзя “выезжать” только на сильных учащихся, надо в равной мере спрашивать всяких — средних и слабых.

      При индивидуальном опросе следует поощрять учащихся, которые дополняют и исправляют ответ товарища. Заслуживает внимания прием, используемый учителями на уроке: учащиеся сами формулируют вопросы и задают их опрашиваемому товарищу. В случае его затруднения первый сам и отвечает. Ученик, задающий вопросы, поощряется.

      Каждую отметку, которую учитель выставляет в журнал, необходимо прокомментировать доказательно, убедительно.

      Педагог-новатор В.Ф. Шаталов вообще не ставит неудовлетворительных отметок. Он просто не засчитывает ученику неусвоенную тему. Более того, В.Ф. Шаталов использует прием пересдачи учеником невысокой отметки на более высокую. Этот прием также стимулирует ученика к упорному занятию.

 

Hosted by uCoz