37 билет. Различные типы и виды обучения.

В современной школе используется 3 относительно обособленных  и отличающийся  рядом  признаков вида обучения.
Объяснительно-иллюстративное  обучение.  Его так же называют традиционным обучением. Главные методы обучения – слушание и запоминание. Это ведущие виды  деятельности учащихся. Главное  требование и основной  критерий объективности – это безошибочное воспроизведение  изученного. Это обучение имеет ряд важных преимуществ:
Оно экономит время , сберегает силы учителей  и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных заданий, обеспечивает эффективное управление процессом.
Есть и недостатки:
Учащимся преподносятся готовые знания, им не надо самостоятельно мыслить при усвоении заданий.
Проблемное обучение.
Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе решения учебных  проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Существует ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.
1 этап – создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение  мыслительного затруднения.  Учебная проблема должна быть трудной, но посильной для учащихся.
2 этап – учащийся анализирует  имеющиеся у него знания для решения этой задачи, и выясняет, что их недостаточно, для получения ответа. Добывает новую информацию.
3 этап – направлен  на приобретение  необходимых для решения проблемы знаний. Завершается возникновением озарения: «Я знаю как это сделать!» Далее идут этапы решения проблемы , проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение  добытых знаний.
Преимущества проблемного обучения:  самостоятельное  добывание знаний путем собственной творческой деятельностью, высокий интерес к учебному труду, развитие  продуктивного мышления.
Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся , большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение.
Основная цель этого обучения – улучшение управления учебным процессом. Такая технология контролирует каждый шаг  продвижения  учащегося по пути познания  и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от потери интереса и других негативных последствий. В отечественной науки этими вопросами занимались  Талызина, Гальперин, Тихонов и др. 
Особенности этого обучения:
1.Учебный материал разделяется на отдельные порции.
2.Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий  по их усвоению.
3.каждый шаг завершается контролем(вопросом, заданием)
4.При правильном выполнении учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения.
5.При неправильном выполнении учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения.
6.каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает знаниями в своем темпе.
7.Педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.
Компьютерное обучение.
Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – Выдачи информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений, накопление данных о развитии тренировочного процесса. Существует 2 направления эффективного использования ЭВМ:
1.Повышение успеваемости по отдельным учебным предметам(математике, географии и др.), обеспечение ориентированного на результат процесса.
2.Развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того, или иного навыка.
Компьютерное обучение основывается на выделении алгоритма обучения. Алгоритм, как система последовательных действий, ведущих к правильному результату предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений.
Качество компьютерного обучения обуславливается  2 факторами:
1.качеством обучающих программ
2.Качеством вычислительной техники.

Hosted by uCoz