34 билет. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. По учебнику Шварца «Педагогика школы»
Эффективность усвоения знаний школьниками зависит не только от методов и приемов обучения, но и от организации учебной работы.
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Классификация:
Организационные формы обучения |
По количеству учащихся: |
По месту учебы: |
По длительности: |
- Массовые
- Коллективные
- Групповые
- Микрогрупповые
- Индивидуальные
|
Школьные: |
Внешкольные: |
- Классический (45мин)
- Спаренный (90мин)
- Спаренной укороченное (70минут)
|
- Уроки
- Работа в мастерских
- На пришкольном участке
- В лаборатории
|
- Домашнее задание
- Экскурсии
|
История развития школы знает различные системы обучения:
- индивидуально групповые – средневековье
- взаимного обучения – Белл-ланкерская система
- дифференциация по способностям – мангеймская система
- бригадное обучение – СССР 20-е годы
- план Трампа – 40% времени - в группах больших (100-150чел) затем 20% времени – в малых группах (10-15 чел) затем 40% времени – самостоятельная работа.
НО в 16-17 веках возникла новая форма занятий, которая является самой популярной и удобной по сей день. Коменский в своем труде «Великая дидактика» ввел теоретической обоснование классно-урочной системы. ЕЕ эффективность была столь очевидна, что она стала формой организации обучения в школе во многих странах мира!!!
ЕЕ отличительные особенности:
- постоянный состав примерно одного возраста и уровня развития
- планирование обучения
- 1 урок=1 предмет
- Расписание
- Вариативности видов урока
Преимущества:
- Строго организованная структура
- Экономия (1 учитель – много учеников)
- Предпосылки для взаимообучения, совместной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся
Недостатки:
- Опора на «среднего» ученика
- Отсутствие возможности для индивидуальной работы
Требования к современному уроку:
- Использование новейших достижений
- Оптимальное соотношение всех дидактических принципов
- Установление межпредметных связей
- Опора на достигнутый уровень развития учащегося
- Логика+эмоции
- Связь с жизнью и др.
Дидактические требования к уроку:
- Четкие задачи
- Рациональная информационная наполненость
- Новейшие технологии
- Творчество
- Коллективные + самостоятельные формы работы
- Научный расчет и мастерство проведения урока