33 билет. Содержание образования как основа базовой культуры личности.
Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Категория содержания образования всегда требует конкретизации: абстрактного, оторванного от внутренней сущности системы содержания не существует. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей. Именно потребности в наибольшей степени направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений.
Системы обуславливающие формирование содержания обучения:
Принятые цели
Социальные и научные достижения
Социальные потребности
Личные потребности
Педагогические возможности
Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования.
2 аспекта содержания образования:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Общими основами определения содержания школьного образования Являются: Гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий.
Гуманизация содержания образования – многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин.
Содержание имеет различную структуру изложения. Элементы структуры – это отдельные знания, которые могут сцепляться между собой различным образом.
Линейная структура
Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых только 1 раз. Присутствует в изучении: истории, языков, литературы, музыки.
Концентрическая структура.
Предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется и обогащается новыми сведениями. Присутствует в химии, физики, биологии.
Спиральная структура.
Учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Присутствует в педагогике, психологии.
Смешанная структура
Это комбинация линейной, концентрической и спиральной систем. При выборе структуры надо учитывать цели обучения, требования к уровню обученности.
Содержание учебного процесса определяется учебным планом. Это сертификат учебного заведения определяющий: