32 билет. Обучение в структуре ЦПП. Сущность, функции, движущие силы.
Целостный педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Структура ЦПП: обучение и воспитание.
Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Поскольку процесс — это движение, продвижение, то возникает вопрос о его движущих силах.
Видный советский дидакт М.А. Данилов сделал вывод (1960 г.), что главной движущей силой процесса обучения являются противоречия.
надо <-> могу / не могу <-> хочу / не хочу.
Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции. В частности познавательный интерес.
К числу движущих сил процесса обучения отнесем также и волю, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими.
Основными целями обучения принято считать:
· создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
· дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
· реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
· воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;
· следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;
· формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
3) содержательный;
4) операционно-действенный;
5) контрольно-регулировочный;
6) оценочно-результатовный.