3 билет. Источники и факторы развития личности. Наследственность, среда и воспитание. Социальная ситуация развития личности.
2+3=?
Развитие Личности – это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации (по Петровскому )
Чтобы стать личностью, человек должен, в деятельности раскрыть свои внутренние свойства: заложенными в нем природой, сформированные жизнью и воспитанием.
Таким образом, существуют определенные факторы, которые влияют на развитие личности. Это гены, это среда, это воспитание и собственная активность человека.
Споры – кто круче?
Английский ученый утверждает, что на умственное развитие влияет
64% наследственность
16% семейная среда
3% воспитание
17% другие факторы
Наследственность - передача тех или иных черт, особенностей от предков к потомкам Обеспечивает биологическую преемственность поколений, постоянство специфических для каждого вида морфологическую, физиологическую и др особенностей и тем самым сохраняет различия между видами, а внутри них - между отдельными членами вида.
Вопрос о наследственности интеллекта: наследуются не способности – а задатки!
Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без нее активность гена может либо не проявляться вообще, либо резко снижаться (на этом основано предупреждение некоторых наследств заболеваний)
Среда – реальная действительность, в условиях которой развивается человек.
Но сначала надо вспомнить о детях - маугли! Вывод - если нет среды, нет и личности!!!
:
По интенсивности контактов можно разделить среду |
|
Домашняя |
Социальная |
Огромное влияние на развитие детей особенно в детском возрасте оказывает домашняя среда. Там обычно происходят первые, решающие для развития, годы жизни человека. Обычно ребенок – это отражение его семьи. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей. Нравственные и социальные качества тоже закладываются в семье.
Воспитание. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием; это главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичности и квалифицированности руководства.
Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач воспитания: выявление склонностей и одаренностей, а затем развитие этого.
Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности детей;
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
Но! Дите должно быть готово к определенному воспитательному воздействию. Поэтому важно учитывать теорию Л. С. Выготского - уровня развития: зона акт. Разв.(сейчас) и зона ближ разв. (скоро)
Социальная ситуация развития - структурный компонент психологического возраста, сущностная характеристика каждого возрастного периода, детерминанта развития, определяющая все динамические изменения, происходящие в психическом развитии ребенка в процессе взросления. Социальная ситуация развития - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Социальная ситуация развития - это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.
Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Социальная ситуация развития как отношение между развивающимся субъектом и средой