25 билет. Педагогика самовоспитания и перевоспитания.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности.
- В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса.
- Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.
- Путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
- Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
- Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции:

- Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.
Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов. Диалектика руководства процессом самовоспитания состоит в переводе внешних педагогических требований в требования, предъявляемые школьниками к самим себе.

Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Процесс перевоспитания предполагает:

Первая задача перевоспитания  –  включить подростка в жизнь коллектива.     В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения. В перевоспитании сущ. цепь последовательно связанных между собой элементов:

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.    
4 основные функции самовоспитания:
- восстановительную
- компенсирующую
- исправительную
- стимулирующую.

Hosted by uCoz