№ 16
Воспитательная система школы- форма интеграции (объединения) воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором пед. цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях.
Воспит. сис-ма школы предполагает наличие и взаимосвязь:
- Цели- выраженной в концепции
- Деятельности по ее обеспечению
- Субъектов деятельности, ее реализующие и обеспечивающие
- Отношений объединения
- Среды сис-мы (семья, дет сад, стадионы, школа)
- Управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную сис-му и развитие этой сис-мы
Принципы деятельности воспит. сис-мы
- системности
- объективности
- оптимальности
- эффективности
- принцип точно поставленных целей
- информационная достаточность
- принцип обратной связи
- принцип ведущего звена
- принцип здравого смысла
- демократизм
- дисциплина и порядок
- стимулирование
- вознаграждение
- поощрение инициативы
Могут вводиться и другие принципы, связанные со спецификой общей концепции воспитательной сис-мы.
Признаки гуманистически ориентированной воспитательной сис-мы
- наличие единой концепции развития школьной воспитательной сис-мы
- формирование здорового образа жизни
- сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия
- обеспечение защитных функций коллектива
- разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.
Авторская школа
Авторская школа - экспериментальное образовательное учреждений, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно - управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом
Признаки авторской школы
- системность учебно-воспитательной модели
- индивидуально-личностный характер модели
- автономность и саморегулируемость модели
- альтернативность возникновения и самореализации
- преемственность развития
- социальность проявления
- инновационность позиций
- противоречивость и проблемность развития
виды авторских школ:
- по именам их создателей
- школа В.А, Караковского
- школа Е.А, Ямбурга
- по обобщающим названиям идей, положенных в основу образовательно-воспитательной сис-мы:
- школа самоопределения (А.Н, Тубельского)
- по созданным педагогами прошлого воспитательным системам:
- школа А.С. Макаренко
- школа В.А. Сухомлинского