15 билет. Педагогическое общение в режиме сотрудничества учителя и ученика. Специфика профессионального общения учителя (От Леси).

Общение — процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов, определяющих развитие психики и личности. Полноценное О. является необходимым условием усвоения ребенком общественного опыта в ходе обучения и воспитания.

 

Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Особенности ПО в:
1.Целях – решает не личные, а профессиональные задачи. Направлено на оптимизацию усвоения СКО.
2.Средствах (Кан-Калик) – вербальный, невербальный компонент.
3.Формах (специально организованное, форма зависит от целей и т.д.).
4.Функциях – осн: передача знаний от себя к ученику.
5.Структуре.
6. Представляет собой систему оценочных ситуаций.
7. Специально организованное общение.
8. Требует специальной подготовки.
9. Полиобъектная направленность – направлено не только на само взаимодействие, но и на организацию усвоения уч. знаний и формирование на этой основе творческих умений. Т.о. направленность ПО: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. + общение сразу со всеми (общение с одним человеком направлено на развитие всего класса).

Функции пед.общения:

+ информационная, регулятивная, этикетная, ценностно-ориентировочная

Цели:

Виды:

1. Авторитарный -  жесткое управление и всеобъемлющий контроль

2. Попустительский - результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.

3.Демократический - группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.  Высший силь преподавания.

5. Общение-дистанция -  системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.

6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. творческой деятельности.

7. Заигрывание - стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.

Hosted by uCoz