14 билет. Коллектив как объект и субъект воспитания. Технология группообразования. Педагогическое руководство и самоуправление в детском коллективе.

Сущность коллектива по А. С. Макаренко: «настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу»
Признаки коллектива (по Макаренко)

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции:

Структура коллектива:

А.С. Макаренко выделял стадии развития коллектива.
1 стадия – становления коллектива.
В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются  содержанием их совместной деятельности. 1стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2 стадия. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.
Для 2стадии характерна стабилизация  структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Здесь коллектив уже выступает, как  инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

3 стадия  характеризует расцвет коллектива. Здесь он – инструмент индивидуального развития для каждого члена коллектива. Основной признак 3стадии – общий опыт и одинаковые оценки событий.

Некоторые педагоги выделяют 4стадию.
Здесь каждый школьник, благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

по Лутошкину – эмоциональные связи в коллективе

закон параллельного действия

 


Чем более высокого уровня коллектив, тем более яркие личности его наполняют, и наоборот.

Технологии развития коллектива (Иванов ИИ): поставить цель и включить в деятельность + обращать внимание на стадию развития

Hosted by uCoz