Вопрос 13 Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо предвидеть результат.
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога к воспитанникам.
Классификация методов.
Убеждения. |
Упражнения |
Мотивация |
Рассказ |
Упражнение |
Соревнование |
Объяснение |
Приучение |
Поощрение |
Разъяснение |
Педагогические требования |
Наказание |
Лекция |
Общественное мнение |
|
Этическая беседа |
Поручение |
|
Увещевание |
Воспитательные ситуации |
|
Внушение |
|
|
Инструктаж |
|
|
Диспут |
|
|
Доклад |
|
|
Пример |
|
|
Методы формирования сознания личности.
1-ый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы – методы убеждения.
Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.
Рассказ на этическую тему – используется преимущественно в младших классах и средних – это яркое
- Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
- Воздействия на чувства.
- Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.
- Обстановка имеет большое значение – походный костер, уютная комната, берег реки и т.д.
- Он должен пережиться слушателями.
- Разъяснение применяется только там и тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение, – проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушимы.
- Увещевание – сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога указывает и пути исправления.
-
- При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели, скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма убеждения.
- Этическая беседа – воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5-8 классах.
- Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.
- Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
- Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт.
- Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.
- Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.
- Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех.
- Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.
- к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора.
- Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.
- С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута.
- Пример – дает конкретные образы для подражания. “Долог путь наставлений, короток путь примера” – римский философ Сенека.
- Психологической основой примера служит подражательность. Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Но надо извлекать опыт и из неправильных поступков. Печальный пример помогает удержать противника от неправильного поступка.
- Личный пример воспитателя! Между словом и делом у него нет рассуждений.
- Методы организации деятельности.
- Методы организации деятельности – это сердцевина воспитательного процесса, т.к. формирует требуемый тип поведения.
- Упражнение – способ привлечения к активной деятельности. Результат упражнений – навыки, привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки. (Шнурки – 200 раз) что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств. Выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на привычке. Упражнение признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех жизненных ситуациях.
- Требования – прямые и косвенные (требование-совет, требование-игра, требование-намек и т.д.). Требование непосредственное (воспитатель – воспитанник), оппосредственное требование (воспитанников друг другу, организованное воспитателями).
- Приучение – интенсивно выполняемое упражнение (насилие, наказание), напоминающее дрессировку (часто в армии). Чтобы предать этому методу гуманистические черты используют приучение (например, к порядку, через игру).
- показывайте, как выполняются действия, какие результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки...
- приучение требует постоянного контроля – благожелательного, но строгого, и самоконтроля.
- Не делайте казенно-бюрократические указания типа “будь вежлив!” – но “приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой!”
- Поручения – приучают к положительным поступкам: посетить больного, изготовить игрушки для детского садика. (мы собирали библиотеку для сельских школ в Сибири);
- чтобы развить необходимые качества: неорганизованным - подготовить мероприятие, требующие точности и пунктуальности;
- Метод воспитывающих ситуаций:
- они не должны быть надуманными. Воспитатель создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
- Неожиданность метода. Нарушителей разоружают великодушие, доброта.
- Ситуация “непринужденной принудительности”: школьникам предъявляется нравственный образец правильного поведения и создаются условия, побуждающие к аналогичному поведению (их сверстник, личный пример). Однако, поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать их протест. Такую реакцию надо предугадать и сделать рекомендуемое поведение привлекательным.
- Методы стимулирования.
- Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных – не приятная этимология для человека!
- Но человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные действия.
- Методы стимулирования – поощрения, наказания (в древнем мире), соревнование (в XX в.), субъективно-прагматический (деловой).
- Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность.
- Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками.
- Одобрение – простейший вид поощрения. Может выражаться жестом, мимикой, поможет оценкой, доверием.
- Правила поощрения
- мотивировать поощрения
- замечать всех в поощрении, не противопоставляя детей друг другу
- знать меру (зазнайство). Учитывать мнение
- соблюдать справедливость
Соревнование
Детям присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В чем только не соревнуются дети?! Кто дальше плюнет, кто больше получит “2”... сравнительно меньше они соревнуются в благовидных поступках: в аккуратности, вежливости, честности...
В советское время метод, к сожалению, обрастают командно-бюрократическими атрибутами – как на производстве.
Между тем педагогически правильно организовывать соревнование – действенный стимул в воспитании процесса.
Организация соревнований – трудное дело, требующее знания политологии, соблюдение ряда условий и требований:
- организация соревнования: цели, задачи, программа, критерии оценок, награждение. Оно должно быть достаточно трудным и увлекательным. Критерием оценок – понятны детям. Итоги – наглядные
- не создавать тепличных условий в соревновании (потасовывать факты, искажать истины...). Жизнь не кому не дает поблажек и человек должен с детства активно бороться за свое будущее.
Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где не так остро переживаются поражения, есть возможность реванша.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.
В разные времена – разные отношения к наказанию.
- известный педагог Пирогов Н.И. будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям выдвигал систему физических помазаний, в том числе и порчу (его критиковал Добролюбов).
- До мельчайшей подробности была продумана система наказаний в старой прусской школе. Полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка! Но муштра давала и известные результаты: не одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.
- Виды наказания:
- Наложение дополнительных обязанностей.
- Лишение или ограничение определенных прав.
- Моральное порицание, осуждение.
- Обсуждение на собрании, отстранение от занятий.
- Исключение из школы.
- Условия наказания
- Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.
- Не рекомендуется применять групповые наказания.
- Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
- Нельзя оскорблять воспитанника (доводить до слез).
- Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
- Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
- Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимание того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
- Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников, основывается на создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.
- Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.
- Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что:
- мало воспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности;
- низкооплачиваемые;
- первыми пополняют ряды безработных;
- воспитанники стремятся получить положительные отзывы. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.
Модификации субъективно-прагматического метода:
- контракты, которые заключают воспитателей и воспитанников, где четко определяются обязанности сторон;
- личные карточки самосовершенствования (программы воспитания), которые составляются воспитателями и родителями;
- маниторин, т.е. непрерывное наблюдение за поведением, развитием с помощью новейших средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять сценарий судьбы при той или иной направленности воспитания;
- тесты воспитанности;
- штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свободу, привилегий.
Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Это метод завтрашнего дня.