37.Структура и взаимоотношения речевых центров. Развитие речи, связь речи с мышлением.
 
Развитие речи: -сенсорная речь(7-8мес.).к году он знает название многих дей-й(неск-ко десятков).-моторная речь (10-12мес)словарн.запас10-12словлово преобрет.самостоят. знач-ие. В развит.речи играют 2 стороны проц-са:понимание (сенсорная) и артикуляция(моторн.речь).Понимание речи физиологически м.б.определено как приобретение сигнального знач-ия услышанных словазличение звуков речи основыв.на анализе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата.На 2-ом году жизни происх.соедин. слов в фазы."речевые цепи" к концу 2 г.словарн.запас-     200-400 слов,к концу 3:2000слов и >.Важн.роль-звуковое подражаниеериод до 3 лет является наибол.оптимал. перио дом становления и формирован.речи.У чела по сравнен.с др. позвоночн.относит.масса мозга намного боьше.В проц-се эволюции увеличен.неокортекса могло быть обусловлено,с одной стороны,относительн.уменьшен. др.отделов мозга из-за снижения специализации сенсорных фун-ий(напр-р,утрата тонкого обоняния)и разнообразия двигат.реак-ий,с др.сторо- ны-развитием новой коры как сис-мы мультисенсорного отражения мираечь,видимо,мала связана с энцефализацией, т.к.появилась у предтавит.Homo sapiens лишь около 40.000 лет назад,тогда как m мозга чела достигла современного ур-ня(прим-но 1400г)приблизительно 200 000лет назад.→Речь-рез-ат энцефализациио она сыграла определ.роль в формир.четкой латерализации корковых функ-ий-различ. функцион.роли Л и П полуш-ия ГМ. Центры речирока-левостороннее поражение нижних отделов 3 лобн.извилины приводит к потери речи(афазии).Понимают обращение,но говор.практич.не могут.Поражение двигат.центра речи приво дит к моторной афазии.Двиг.центр речи управл. мышцами лица,челюсти,языка,неба и глотки,т.е мускулатурой,участ- вующей в артикуляции.Но моторн.афазия при пораж-ии центра Брока не связана с параличом этих мышцаже при поврежд-ии "лицевого"участка прецентральной извилины возник.лишь небоьшие контрлатеральные нарушения, поскольку представительства лицевой мускулатуры есть в обоих пол-ях и одностороннее нарушение м.компенсирова- ться не пострадавшей половиной мозга.Вернике:тяжелые нарушения понимания речи-сенсорная афазия,при сохранен. у больного говорить.Эта афазия совпадает с поражением левой височной доли,особенно задней части первой височной извилины в непосредственной близости от слуховой корыентры речи расположены лишь в одном из полуш-ий,а зоны коры,обеспечив.артикуляцию,т.е.произне- сение слов-в обоих.Восприятие речи-речеслуховой анализа- тор,воспроизв-ие-речедвиггательный.Процесс поним.речи обеспечив-ся декодированием поступающей в акустич.или оптич.форме инфо.У правшей он осущ.височно-теменно-затылочными обл-ми ЛП,у левшей-П,Л или обоими.Центры Вернике и Брока связаны дугообразным пучком.Звуки речи восприн.первичн.слуховыми центрами,затем сигналы поступ.в зону Вернике,что обеспеч.осмысление речири чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон→ переходят в угловую извилину,связыв.со звуков.образами соответствующ.слов,в рез-те чего письменная форма слова перерабат.и осмыслив-ся как при слуховом восприятии. В речевой фун-ии принимчастие не только центры Вернике и Брока,но и ЛП. Дислексия-нарушение спос-ти к чтению.
Этапы развития познавателпос-ти ребенка связаны с раз-ем обобщающей фун0ии слова:1.Начальный период(1,5-2 года) связан с сенсо-моторн.актив-ю2.Второй пер-д(2-7)-предопера ционное мышление,оно определяется развитием языка,когда ребенок начинает активно исполь-ть сенсорные схемы мышления3.Трет.пер-д(7-11)-развит-е логического словестного мышления с активацией внутренней речи,с исполь-ем конкретн.понятий.4.Четверт.,завершающ.период (11-17)-формиров.абстроктного мышления 17 годам в основ-м завершается формирование психофизиологических мех-ов мыслитель.дея-ти. 
Hosted by uCoz