28.Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоциональное состояние и эмоционое выражение. Роль эмоций в ВНД.
 
Эмоции – психический  процесс, который активно вкючается в функциональное состояние мозга и организацию поведения, особый класс субъективых психологических состоянйи, которые выражаются в форме переживания процесса или результатов какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребности, переживания, в котором проявляется отношение к окружающему миру и к самому себе.
 
Классификации. 
1. По продолжительности действия  эмоции: 
– длительные эмоциональные состояния или общий эмоциональный фон (настроение); 
– кратковременное реагирование,  связанное  с определенной ситуацией или деятелбностью.
 
2. По  знаку:
– "+" эмоциональное состояние мозговых  структур, побуждающее  усилить и повторить  данное  состояние;
– "-" эмоциональное состояние, активизирующие состояние мозговых структур, побуждающие к ослаблению и прекращению состояния.
 
3. По форме выражения:
– внешняя форма (слова, мимика, изменение вегетативных показателей); 
– внутренняя (испытываемое чувство)
 
4. Леонтьев положил в основу несколько параметров.
А)Аффекты – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается резко выраженными движениями и  висцеральными  проявлениями.
Особенности: не контролируются сознанием, возникают в  результате уже совершённого действия, их трудно сдержать (возможно только на 1 стадии – считать, ходить). 
 
Б)Собственно эмоции – длительные состояния, реакции на события  совершившиеся  или  воспоминаемые.
Могут предшествовать деятельности или поведению в отличие от аффектов.
Настроение – эмоциональное самочувствие человека, которое влияет на его поведение, мысли в течение долгого  времени.
Зависит от состояния здоровья, событий, воспоминаний и т. д.
Фрустрация – длительное эмоциональное состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях.
Может проявляться в депрессии и агрессии.
Стресс – напряжённость, неспецифический ответ организма на какие-либо предъявляемые  требования.
Обычно проявляется у человека, когда ему что-то угрожает.
 
В)Чувства – устойчивые психические состояния, которые не имеют чётко выраженный предметный характер.
Особенности: направлены на лицо, объект или процесс, могут изменяться.
 
5. По воздействию на  организм.
Стенические эмоции – оказывают   активирующее воздействие,
– Астенические – подавляющее, расслабляющее.
 
Функции эмоций:
1. Побуждающаязмоции побуждают к определенной деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения.
2. Оценочная (отражательная). С помощью эмоций определяется полезное воздействие или  вредность извне.
3. Замещающая. Компенсируют недостаток информации в данный момент времени.
4. Переключательная. Регуляция поведения (пр: чувтсво страха  преодолевается чувством долга).
5. Коммуникативная. Передача информации невербальными средствами.
 
Физиологическое выражение эмоций. 
1.Эмоции выражаются на уровне напряжения мышц. Чаще всего "-" мышечный тонус при гневе проявляется в скованности движений, их неуправляемости. 
2.Влияют на голос. Может измениться частный спектр голоса."-" эмоции вызывают понижение частоты голоса, а "+" – повышение.
3.Изменяется активность вегетативной НС – ЧСС, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей).
   2 типа вегетативного проявления эмоции:
   стетическое реагирование, когда  повышаются все показатели 
   астетическое (наоборот).
 
4.Изменение биотоков мозга (ЭЭГ) – при "+" эмоциях альфа-ритм, при  "-"  бета-ритм в лобных долях.
5.Роль эндокринной системы.
 
3 основные теории возникновения эмоций:
1.Биологическая теория эмоций.(П.К.Анохина). 
В основе – концепция функциональной системы.
Эмоция связана с появлением потребности, которое может сопровождаться "-" эмоциями; и устранением ее, в результате чего возникает "+" эмоция. 
Это продукты  эволюции, имеют приспособительное значение для организма.
 
2.Потребностно-информационная  теория (Симонова). 
Предложил формулу: 
Э = П*(Ин-Ис) 
П – потребость, Ин – информация о средах, необходимых для удовлетворения П.; Ис – информация о существующих средах, которыми реально располагает субъект.
 
Эмоция возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.
Если в наличии находится  информация, соотоветствующая прогнозу, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску. 
При дефиците необходимой информации возникают  "–" эмоции. 
Исходя  из потребностей  человека,  можно  выделить  2  типа  поведения:
а) поведение, направленное на поиск информации (если успешен, возникает положительная эмоция); 
б) Отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется "–" фон, может возникнуть стресс.
 
3.Косицкий Г.И.: Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой: 
СН=fЦ(Ин*Эн*ВнИс*Эс*Вс)
Ц – цель,  – функция цели.
 
Однако, ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения "–" или "+" эмоций. 
Обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.
 
Теории эмоций. 
Существует 2 направления теорий, объясняющих эмоции:
1. Электрофизиологические теории – объясняют природу эмоций наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными.
Первая  теория: Дарвин. 
Эмоции достались человеку от животных (как атавизмы и рудименты), т.е. у животных они о чем-то сигнализируют, а у человека никакой роли не играют.
1. Периферическая теория эмоций (Джеймс и Ланге). 
Эмоция – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала человек плачет, потом появляется грусть.
Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы => возникает двигательная реакция и ощущения от нее, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает эмоция.
 
2.Теория Кеннона. 
Впервые выделил эмоциональную структуру  мозга. 
Эмоциогенным центром является таламус. 
Неорганические процессы вызывают эмоции, а эмоции и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.
 
3. Теория "Круга Пеийреца".
Выделил эмоциогенные структуры мозга: поясная извилина, гиппокамп, передние таламические ядра, гипоталамус.
Между ними всеми двусторонняя круговая связь.
 
4.Теория лимбической системы (Мак Лин). 
Также выделил эмоциогенные структуры (те же + миндалина, средний мозг; – таламические ядра).
Его  структуру подтвердили опыты. 
 
Среди теорий,объясняющих эмоции, можно выделить Линдсмейт: в основе лежат функции ретикулярной формации, т.е. именно она, активизируясь, способствует появлению эмоций. 
 
2.  Психологические теории эмоций. 
2 точки зрения:
1. эмоции – вторичное состояние, зависят от деятельности; 
2. эмоции – превичны и связаны с функциями организма.
 
Эмоциогенные структуры мозга.
1.Гипоталамус – в латеральной части находятся центры удовольствия.
Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние.
Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.
 
2.Гиппокамп. Связан с памятью, в т.ч. эмоциональной.
 
3.Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление  нервных клеток величиной с миндальный  орех.
Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.
 
4.Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через нее проходят проводниковые пути.
 
5.Ретикулярная формация. Активизирует КГМ. 
Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в результате чего повышается реакция удовольствия. 
Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.
 
6.Кора ГМ.  
Лобная доля – связана с высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т.д.  
При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений.
Височная доля – принимает участие в формировании эмоций как составляющей речи. 
При  повреждении – бедная, монотонная речь.
Ассоциативные зоны коры – здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т.е. различных функций правом и левом полушарий.
При поражении правой – эйфория.

 

ПП более тесно связано со сферой эмоций.

Повреждение зон ЛП сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями;

Повреждение зон ПП – эмоции утрачиваются.

 

Оказалось, что наши полушария дают нам разные эмоции.

Слова, подававшиеся в ПП – хорошие, а в ЛП – плохие.

 

Значения эмоций:
1.Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. 
Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большого объема информации, повышает спортивление достижения.
"–" астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.
 
2.Коммуникативная роль – мимические и пантомимические движения.
 
3.Влияют на здоровье организма.
«+» эмоции – благотворное влияние; «–» эмоции разрушают организм.
 

 

Hosted by uCoz