21.Виды памяти. Роль памяти в обучении. Возможные механизмы памяти и забывания.

 

Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт. 
 
Биологическое значение памяти:
Накопление, хранение и воспроизведение информации – общие свойства нейронных сетей. 
 
Невозможно переоценить биологическое значение этих процессов для адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. 
Без способности к научению и памяти ни одна особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок. 
Было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений, а те в свою очередь представляют собой ничтожную долю общей сенсорной информации. 
В то же время большинство накопленных сведений со временем, несомненно, забывается. 
 
Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком; результаты этого были бы такими же катастрофическими, как и отсутствие способности к научению и памяти.
 
Виды памяти: 
1. по формам восприятия информации
  логически-смысловая 
  чувственно-образная (подразделяется на модально-специфические виды – зрительную, слуховую, моторную); 
 
2. по уровням усвоения 
  воспроизводящая 
  облегчающая; 
 
3. по происхождению в фило- и онтогенезе 
  филогенетическая – инстинкты
  и онтогенетическая (составляют словные рефлексы и другие формы приобретенной информации). 
 
4. по длительности хранения информации различные авторы выделяют несколько вариантов памяти:
  сенсорная (иконическая) память – доли секунды (отмечается первым этапом во всех вариантах).
 Далее следуют противоречия: 
1. Первичная память – несколько секунд. 
Вторичная – на протяжении всей жизни; 
 
2.Кратковременная память – десятки секунд, 
Долговременная – более минуты и на протяжении всей жизни; 
 
3.Кратковременная первичная – десятки секунд, 
Кратковременная вторичная – от нескольких минут до нескольких лет, 
Долговременная – на протяжении всей жизни. 
 
Общей идеей этих классификаций явл-ся длительность хранения информации. 
Вместе с тем в приведенных классификациях заключаются некоторые противоречия: 
-В названных классификациях учитываются не все временные интервалы, 
-Их продолжительность в разных классификациях не согласуется. 
 
5. по механизму хранения информации (а не длительности) – но при этом сохраняется идея длительности хранения информации. 
В этом случае целесообразно выделить 3 вида памяти: 
1.Мгновенная память – отпечаток внешних воздействий; отражает явления последействия в анализаторах в виде ощущений;  
2.Кратковременная память – основой являются электрофизиологические процессы в нейронных сетях ГМ; 
3.Долговременная память – хранение информации в виде структурных и биохимических изменений в нейронах ГМ.
 
Забывание: процесс забывания характеризуется определенной скоростью. 
Как показали наблюдения и эксперименты на животных, забывание связано с деятельностью структур гиппокампа и височной доли БП. 
Больные, у которых повреждены гиппокамп и височная доля, забывают приобретенные навыки очень быстро. 
Быстрое забывание связано с нарушением процесса консолидации памяти, т.е. переводом ее из кратковременной в долговременную.
 
Механизмы:
Кратковременная памятьреверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.
 
Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти). Продолжается несколько часов.
Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.
 
Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.
Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.
Разные медиаторы могут оказывать разные эффекты в процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).
 
____
Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.

 

Hosted by uCoz