20.Поведение
и формы обучения. Характеристика основных форм обучения.
Поведение – это форма жизнедеятельности человека и животных, которые изменяют вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющиеся у организма потребности.
2 группы видов поведения:
1. Инстинктивное.
2. Лабильные формы адаптации.
ПОВЕДЕНИЕ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Инстинкт (И.) – это врожденная, строго постоянная, специфическая для каждого вида форма приспособительного поведения.
Инстинктивное поведение – запрограммировано в ЦНС, а внешние специфические стимулы не только побуждают, но и корригируют поведение, это поведение организма в окружающей среде и взаимодействие с др.особями.
Раздражители, которые способствуют развертыванию инстинктивного поведения называются ключевыми раздражителями.
Инстинкты делятся на 3 группы (по происхождению):
1.Инстинкты, происхождение которых связано с изменениями внутренней и внешней среды организма:
1)Гомеостатический инстинкт – направлен на сохранение внутренней среды организма (это питьевое и пищевое поведение, испражнения, мочевыделение).
2)Инстинкт отдыха и сна.
3)Половой инстинкт.
4)Строительный инстинкт (строительство норы, берлоги, гнезда, плотин) – не всегда связан с изменением внутренней среды организма. (пр: мн. млекопитающие гнездо (берлогу) строят перед родами).
5)Инстинкт миграции рыб во время их нереста (сезонные перелеты птиц являются окологодичным биоритмом и связаны с работой биологических часов).
2. Инстинкты, связанные с изменение внешней среды организма:
1)Инстинкт самосохранения – избавление и избегание от нападения, неблагоприятных воздействий окружающей среды.
2)Территориальный И. (территориальное поведение) – мечение территорий и изгнание со своей территории др.особей.
3)И. лидерства и подражания (имитации).
4)И.зимней спячки некоторых видов животных.
5)И.перелета птиц.
3. Инстинкты, запрограммированные в ЦНС:
1)Санитарный И. (гнездо, берлога содержатся в чистоте).
2)Родительский И. (воспроизведение и охрана потомства).
3)И.движения и игровой И.
4)И. свободы и исследования.
Выделяют 2 этапа целостного поведения:
1. поисковое (подготовительное) – например, поиск жертвы хищником, и завершающее поведение.
Поисковое поведение – наиболее пластичная изменчивая часть инстинктивного поведения, в составе которого важную роль приобретает собсвенный жизненный опыт,
2. завершающая фаза – наиболее стабильная, генетически фиксированная (спаривание, поедание добычи и др.).
Инстинкты передаются по наследству.
Ориентировочный рефлекс – это промежуточное положение между инстинктивными и более сложными поведенческими реакциями.
– это безусловно-рефлекторное непроизвольное сенсорное внимание, сопровождаемое повышением тонуса мышц, вызванное неожиданным или новым для организма раздражителем.
Структура ориентировочного рефлекса:
1. Первая фаза – выражается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы.
Это общее, или превентивное, торможение, которое возникает на появление любого постороннего раздражителя с неизвестным сигнальным значением.
2. Вторая фаза – начинается, когда состояние "стоп-реакции" переходит в реакцию вздрагивания (или общей активности).
На стадии общей активности весь организм приводится в состояние рефлекторной готовности к возможной встрече с чрезвычайной ситуацией.
На этой стадии ориентировочной рефлекс проявляется в форме поликомпонентной реакции, включающей поворот головы и глаз в направлении стимула (эта фаза связана с активацией стволовой РФ и генерализованным возбуждением коры).
3. Третья фаза ориентировочного рефлекса – начинается с фиксации поля раздражителя для развертывания процесса дифференцированного анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма (здесь ведущее место занимает корково-лимбидо-таламическая интеграция, при этом важную роль играет гиппокамп).
Механизм осуществления ориентировочного рефлекса – результат динамического взаимодействия между множеством различных образований сипецифических и неспецифических систем ЦНС.
Существуют НЕАССОЦИАТИВНОЕ и АССОЦИАТИВНОЕ научение.
Облигатное/неассоциативное научение – научение реагировать или не реагировать на раздражитель без использования сигнала, без связи (без ассоциации), т.е. без совпадения с каким-то сигналом.
Группы неасооциативного поведения:
1.Габитуация (привыкание) – угасание ориентировочной реакции.
Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, организм прекращает на него реагировать, развивается привыкание. Ориентировочная реакция угасает.
У человека и животных новый раздражитель вызывает не только соматические, но и вегетативные реакции: изменение частоты сердечных сокращений, десинхронизацию ЭЭГ, изменение частоты и глубины дыхания.
Но если оказывается, что раздражитель не имеет значения для организма, то при последующем его повторении угасают и вегетативные, и соматические реакции.
За счет привыкания нам удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значение, сосредотачивая внимания на более важных объектах.
2.Сенситизация – усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения.
(пр: повторные капли воды из крана, жужжание назойливой мухи, становится непереносимыми, неприятными).
В данном случае научение носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакций типа стимул-ответ.
3.Импринтинг – запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности.
Импринтинг основан на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакции в ранний период развития организма.
Различают несколько форм проявления Импринтинга:
– запечатлевание образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.;
– усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей) = имитационное поведение;
– реакция следования – "слепое" (автоматическое) следование новорожденного за родителями.
Теория Импринтинга разработана Лоренцем.
Он считал,что истинный Импринтинг отличается тем, что:
1)Он приурочен к ограниченному периоду жизни (момента рождения до десятков часов).
2)Импринтинг не обратим. Длительность экспозиции объекта не имеет значения.
3)Импринтинг формируется раньше всех др. форм поведения;
4)Запечатлившиеся признаки объекта являются видоспецифическими, а не индивидуальными.
4.Подражание – связано в какой-то степени с Импринтингом – это выполнение видотипических действий в след за животными данного вида. Проявляется на протяжение всей жизни, периодически возникающая реакция.
Ассоциативное научение – научение при совпадении индиферрентного раздражителя с деятельностью организма.
При этом формируется связь (ассоциация) между сигналом и раздражителем (подкреплением).
Данной деятельности неоднократно предшествует раздражитель => данный раздражитель становится сигнальным => только тогда воздействие данного сигнального раздражителя способно запустить этот вид деятельности.
*!!!* Если деятельность окажется полезной для организма, то реакция на сигнальный раздражитель будет продолжаться, и наоборот.
Любые формы поведения могут ассоциироваться друг с другом и если от животного не требуется активность, то это будет называться классическим условным рефлексом.
Но если для того, чтобы получить какую-либо награду от животного требуется определенная активность, то это будет называться инструментальным УР – это активная целенаправленная реакция животного, сущность ее в изменении взаимоотношения организма с окружающей средой (изменение тела в пространстве либо воздействием животного на предметы)
(пр: голубь получает зернышко, если он повернет голову в сторону кружка).
Когнитивное обучение – (обучение с помощью мышления) – основывается на всех формах обучения – это способность устанавливать общие закономерности связей между отдельными компонентами среды, при этом, число компонентов может быть велико.
В 1926 г . было выделено:
Психонервное поведение – реакция организма на совокупность одновременно действующих сигналов, которые объединяются в данный образ (некой обстановки).
Если обстановка оказалась эмоционально волнующей, значимой, то даже через значительный промежуток времени какой-то элемент этого компонента может вызвать реакцию этого же типа.
Ассоциативная кора формирует образ субъективного отношения внешнего мира, он является произвольным, зависит от желания.
Рассудочная деятельность – способность улавливать простейшие эмпирические законы и связь между предметами и явлениями и строить поведение с учетом этих законов.
Строительство иерархии между компонентами образа позволяет игнорировать какие-то несущественные компоненты в этой ситуации, а акцентировать внимание на более существенных.
Высшие животные в своей деятельности ориентируются на вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличии ситуации.
Вероятностное прогнозирование может иметь разные формы:
1.прогнозирование не зависимо от субъекта.
2.прогнозирование своих ответных действий в соответствие с той или иной возникшей ситуацией.
3.Прогнозирование в соответствие с частотой в прошлом и актуальной значимости.
4.Прогнозирование действий с учетом энергетических затрат.
__________
Кроме того, целесообразно все формы научения объединить в 4 основные группы (по критерию активности в ходе научения):
1) Пассивное (реактивное) научение – не прилагая целенаправленных усилий (привыкание, сенситизация, импринтинг, классический условный рефлекс).
2) Опреантное научение (от лат. – действие) – организм добивается полезного результата с помощью активного поведения (метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс, самораздражения структур мозга для получения удовольствия).
3) Научение с помощью мышления – когнитивное научение (научения путем наблюдения, экстраполяционные рефлексы, психонервная деятельность и т.д.).
4) Научение путем инсайта – внезапное нестандартное правильное решение задачи.
!!! В конкретных ситуациях для достижения того или иного полезного приспособительного результатаиндивид чаще всего реализует не один, а несколько видов научения.
Большинство форм научения – комплексные, сложные.