Ценообразование в предпринимательстве. Виды цен. Ценовая политика Ценовая политика фирмы – это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия.
Разработка ценовой политики
Ценообразование — это процесс, большая разнообразная деятельность. Она предполагает свой порядок. Начинать следует с выбора цели. Выбор цели. Цели определяются в общем плане маркетинговых усилий в зависимости от избранной рыночной стратегии предприятия. Такими целями могут быть: обеспечение сбыта и закрепление доли рынка, максимизация прибыли, увеличение объема продаж и доли рынка. Далее предприятие решает для себя, какую роль — активную или пассивную — будут играть цены в реализации рыночной стратегии. Если пассивную, то предприятие следует за ценовым лидером или присоединяется к формальным или неформальным соглашениям о цене (если они существуют в отрасли). Если предприятие ориентируется на активную ценовую политику, то следует продолжить анализ, перейдя от осознания общих целей к более конкретным задачам ценовой политики.
Оценка спроса. Нельзя установить цену, не определив спрос на товар. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых потребность в товаре, возможность замены товара аналогичным, платежная способность потенциальных покупателей, их поведенческие и психологические особенности. Приспосабливая цену к спросу, надо не забывать, что спрос сам способен реагировать на цену, причем реагировать по-разному.
Анализ издержек. Общие издержки (сумма расходов по производству товара) определяют минимальную цену товара. Их особенно необходимо учитывать при снижении цены, ибо появляется опасность продажи ниже издержек, т. Е. опасность понести убытки.
Цены конкурентов. Исходить из того, что минимальная цена товара определяется общими издержками, а максимальная — фактическим спросом, полезно и нужно. Но при этом нельзя забывать, что на динамику цены может существенно повлиять поведение конкурентов. Цены конкурентов надо знать, а их возможную политику предвидеть. На цены конкурентов полезно опираться и при расчете собственных цен.
Виды цен. Цены могут быть фиксированными или свободными. Фиксированные цены — это цены, установленные или контролируемые государством. Свободные цены — цены, складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения. Здесь важно иметь в виду, что свободные цены могут стать не свободными, если продавец (или группа продавцов) получают возможность навязать рынку свою, уже монопольную цену. От монопольных цен следует отличать так называемые стандартные цены. Они ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей и устанавливаются по общему согласию продавцов. Неизменность цены дополняется возможностью изменить упаковку, ассортимент и т. П.