Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
Раздел «План маркетинга»
В данном разделе целесообразно остановиться на следующих вопросах: какая стратегия маркетинга принята в организации, как будут формироваться цены на работы и услуги, каким образом предполагается увеличить объемы работ, выполняемых организацией, и добиться хорошей репутации как выполнения работ и услуг
В раздел «План маркетинга» необходимо включать следующие пункты: цели и стратегии маркетинга;
ценообразование; схемы распространения работ и услуг; реклама; формирование общественного мнения об организации.
Раздел «План производства» Главная задача раздела — показать своим потенциальным заказчикам, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством.
Раздел «Организационный план» В данном разделе приводятся сведения, характеризующие организационную структуру, а также данные о персонале, работающем в организации (фирме).
Перечисленную информацию можно представить в следующем виде: Организационная структура фирмы:
организационная схема управления; состав подразделений и их функции; организация координирования и взаимодействия служб.
Раздел «Правовое обеспечение деятельности организации» В этом разделе приводится информация, связанная с созданием и правовым обеспечением работы организации. В общем виде сведения, входящие в этот раздел, включают: дату создания и регистрации; учредительные документы; зарегистрированный адрес местонахождения; форму собственности; информацию о пайщиках (акционерах) с указанием доли в акционерном капитале; аспекты деятельности.
Раздел «Оценка рисков и страхование» При написании данного раздела необходимо осветить следующие основные моменты: привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, дать перечень организационных мероприятий по их профилактике и нейтрализации, представить программу и документы страхования от рисков.
Раздел «Финансовый план» Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана включают: объем выполнения работ и оказания услуг, прибыль, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3—5 лет.
В бизнес-плане должны быть разработаны и представлены следующие планово-отчетные документы:
1. Оперативный план (отчет).2. План (отчет) доходов и расходов.3. План (отчет) движения денежных средств.
4. Балансовый отчет (план).
Раздел «Стратегия финансирования» Раздел включается в бизнес-план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае раздел должен содержать информацию, обосновывающую: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта, где можно получить необходимые средства и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода и в каком размере.
Таким образом, бизнес-план позволяет определить стратегию предприятия, направленную на выполнение поставленных целей, разработать мероприятия для их осуществления, установить потребность в необходимых материально-технических ресурсах, оценить перспективы развития, выявить возможные риски и найти пути их устранения и на основе этого эффективно управлять организацией.