9 . Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.
Характеристика времени:
1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.
2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.
3) Развитие промышленности. Торговли, мореплавания,
военного дела, т.е. развитие материального производства => развитие техники,
математики, механики. Естествознания, и т.д.
4) Религия – не такое значимое место => свобода мысли; находятся старые
произведения философов ? переосмысливаются.
Характерные черты:
1. Переворот системы ценностей. Человек – высшая ценность, индивидуализм.
2. Выдающиеся люди – цельные, универсальные, масштабные натуры. =>
Ставили масштабные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества
и человека.
3. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение античной философии,
прежде всего – та же обращенность к человеку.
4. Опытное естествознание.
5. Общая идея – гуманизм.
6. Отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его
достоинства, права на земные радости и счастье.
Гуманизм – признание ценности человека как
личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей,
утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более
узком смысле – светское вольномыслие Эпохи Возрождения, противостоящая
схоластике и духовному господству церкви. Связана с
изучением вновь открытых произведений классической древности.
(Отвергая
абстрактный, надклассовый подход к гуманизму, марксизм связал его с
революционной борьбой пролетариата за построение коммунистического общества,
создающего предпосылки для всестороннего развития человека. Практическое
осуществление – социализм).
Пантеизм – религиозно-философские учения,
отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистическая тенденция проявляется в
еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии возрождения и
материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа.
Неоднократно выступал как форма перехода
от теизма к материализму.
Кузанский – теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из
себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мистический пантеизм.
Бруно: бог находится во всех материальных вещах в виде закономерностей, которые
связывают вещи – натуралистический пантеизм.
Человек должен приближаться к богу.
Солнечная система создана богом, в центре – Солнце, определенное место
отведено человеку, созданному по образу и подобию бога.
Гуманизм – человек предстает как высшая
ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага
человека.
Художники Эпохи Возрождения: видят человека как самостоятельную
эстетическую ценность, человек в центре внимания.
Художники приближают человека к богу.
Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из
варварского состояния до цивилизационного с помощью
своих действий, усилий и независимо от бога.
Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его деятельности а в том, как человек проживает жизнь.
Томас Морр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё
становится одинаковым, следовательно люди должны
меняться домами.
Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность,
общественный труд.
Морр отстаивал
независимость церкви, определённый демократизм.
Кампанелла: общество находится в неблагоприятной
ситуации из-за частной собственности, следовательно
выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день – 4 часа.
Создана община – все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у
всех всё есть).
Ликвидирует институт семьи – все жены общие.
В городе Солнца он оставляет церковь – т.к. не видит другой силы, которая
способна держать в руках общество.
(Платон –
принцип действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх – шестое свойство человека).
Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны.