5 . Учение
Сократа.
СОКРАТ: критиковал
натурфилософию: если вода является
источником всех вещей то откуда она сама взялась?
Основной интерес
Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое
человеческое сознание и кто такой человек.
В центр он ставит нравственные
проблемы.
Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие
общепринятые мнения, пока не найдет истину.
Ирония Сократа: с помощью нее он
порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений.
Сократ стремился
привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы
сами.
Сократ пытался
определить, что такое добро или справедливость. Утверждал что только
добродетельный человек может быть счастливым.
Для него, в
отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер.
Для Сократа
являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности
рассматриваемого предмета. Если нет точного определения, то нет и знания о
предмете.
Сократ был убеждён,
что незнание является предпосылкой знания.
Человек, если он
не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай
самого себя".
Сократ разработал
специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью
постижения истины.
Метод Сократа: майевтика, т.е. повиальное
искусство, помогающее достижению истины. Заключается в следующем: сначала
наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводится к противоречию с
высказанной им точкой зрения, а затем начинается совместный поиск истины.
Для Сократа истина
не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рожодалась в процессе диалога между собеседниками,
совместно ищущими истину.
* Сократические школы:
** Мегарская школа: одна из сократических школ (4 в. до н.э.).
Школа, эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основана Евклидом из мегары. (Представители
– Евбулит из Милета и Диодор Крон, к дкоторым восходят
многие традиц. софизмы, Стилпон
из Мегары и др.).
Евклид (противники называли эту школу эвристической (эвристик - спорщик)).
В основе их учения
лежала мысль, что предметом знания
могут бать также бестелесные виды или
общее, постигаемое посредством понятий.
Это общее
совпадает с единым благом и неизменно. Ни чувственный мир, гибель, движение,
изменение невозможны и попытка осмыслить их ведет к противоречию.
Евклид утверждал,
что существует одно благо, которое называется разными именами, иногда разумом,
богом или умом, а противоположное благу он отрицал, говоря что оно не
существует.
Мегарики отрицали движение, они утверждали, что
ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся.
** Киренская школа: одна из сократических школ др.-греч. философии (4 в. до н.э.). Основатель Аристипп из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последоват. гедонизма.
Киренская школа
отвергала изучение природы, считая ее непостижимой.
Киренаики
утверждали, что душе могут быть свойственны только 2 состояния:
наслаждение (плавное движение), и боль (резкое движение).
Наслаждение – цель жизни.
Богатство не благо, а средство для достижения наслаждения. Нет ничего
объективно справедливого или прекрасного, т.к. все определяет человек.
Аристипп утверждал, что предметом знания может быть только практически достижимое
благо и ощущения, т.к. в них постигаются не свойства вещей, а наши
индивидуальные восприятия.
Критерием блага
может считаться испытываемые нами при ощущениях – наслаждения/боль.
Феодор вывел отрицание богов; считал целью деятельности не наслаждение, а
радость.
** Киники: одна из сократических школ др.-греч. философии. Основатель Антисфен.
Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с
демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и
установлением культуры. Оказали влияние на стоицизм.
Антисфен: выступал против учения Платона о
бестелесных постигаемых умом идеях.
Диоген (ученик Антисфена). Антисфен:
отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи.
Понятие – лишь
слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение
к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных
понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может
быть высказано только суждение.
Учение Платона несостоятельно,
т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает
чувственно, но никак не сам этот вид.
Мудрость состоит в
познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью
жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от
имущества, от наслаждения и т.п.
Отсюда – идеал
простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно
жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная
свобода.