38 Культура как способ существования человека.
Многообразие видов культуры.
Культура - способ существования человека.
Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является
человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что
содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. О
том, что находится вне сферы деятельности - практической или теоретической,
ничего определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то,
что не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности -
это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. Но культура - все же
способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что
она представляет собой и способ выражения человека, или, культура - явление
человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве c нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов.
Действительным содержанием культуры является не сам человек, а его
представление о самом себе.
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения
развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение
культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в
человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради
человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить
природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это
он делает ради себя самого.
Познавательная и
информативная функции культуры,
Роль культуры здесь сводилась к чему-то определенному и
немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о функциях культуры
важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой
функции. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой
функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления
самых различных функций. Культура -это своеобразное
самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его
мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким,
каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и
самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков,
символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. В информативной
функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно приобщиться
к опыту мировой культуры.
Коммуникативная
функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители
различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции.
Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда
обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются
идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи.
Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его
личностную культуру. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.
Человек растет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура - это культ
роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается,
не теряя себя, к мудрости человеческого рода.
Регулятивная и
оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в
одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему
людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком
общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого
общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает способность
и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность
культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с
собой. Быть самим собой и признавать право на это другого человека - это значит
признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь
идет о характерной черте или о норме поведения. Разумеется, в культуре есть
множество норм и привил поведения. Все они служат
одной общей цели: организации совместной жизни людей
Человек и культура.
Положение человека в мире и его отношение к миру зависят
от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в
любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их
взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную позицию
человека, его мировоззрение и мироощущение.
Россия в диалоге
культур: Россия-Запад-Восток.
Постигая
прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем. В этом смысле особо важное
актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной
и Восточной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур.
Запад и Восток
в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Под термином "Запад"
многие понимают особый тип цивилизационного и
культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно
было назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники
и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных
знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и
научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место
в системе производства. Предпосылки Западной культуры закладывались еще в
античности и средневековье. Западники не стремились подчеркивать особенности
российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все
лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею
самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с
приверженностью русского народа православию.
Одной из
важнейших характеристик русской народной индивидуальности является ее глубокая поляризованность и противоречивость. Противоречивость и
сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и
приходят во взаимодействие 2 потока мировой истории. Восток и Запад. Русский
народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Востоко-Запад,
она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное
и западное".