34.Общество как подсистема
объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт
взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные
элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд,
продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика
и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Жизненная основа потока
общественной жизни - труд.
Объединение людей в целостную
систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с
неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
В своих действиях люди исходят из
своих потребностей, мотивов: это значит, что они действуют сознательно.
В ходе общественной жизни
возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые,
правильные и ложные идеи.
Сталкивается бесчисленное
множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных
интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви
и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться
исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об
обществе :
1)Этнография изучает быт и
культуру народов земного шара, их происхождение,расселение и культурно-исторические связи.
2)Юридическая наука рассматривает
сущность и историю государства и права.
3)Языкознание изучает язык, его
культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим
предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает
художественную литературу, специфику литературного творчества, общественое значение художественной литературы.
6)Экономика изучает экономические
отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом
материальных благ.Экол.Пробл. - отражает расточительное отн-ие
чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь
диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою
защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка
от природы. Взаимодействие чел-ка и природы, общ-ва и среды обитания в рез-те
бурного роста пром. поиз-ва,
к-рое опирается на многоотходные
технологии, достигло крит. точки. о $ чел-ва®исчерпание ресурсов и загрязнение среды -
противоречия во взаимоотношении - экологическая проблема. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции:
Бэкон - природа предназначена для чел-ка - природа -мастерская, а чел-к в ней
работник; Руссо - Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к
часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как
дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву.
Негативные последствия - сер. 19в. - эрозия почв, уничтожение отд. видов
животных и растений.
Какую роль играет природа в соц.
прогрессе? Монтескье - природа - гл. ф-р, чел. цив-ция
зародилась в р-нах с благоприятным климатом. Географич.
детерминизм: преувеличение роли прир. ф-ров®геополтика - 2 аспекта - теор.
и практ. - Т.: геогр. Условия страны - гл. ф-р, опр. внутр. и внеш. политику
- захватническая.Природа
разрушена - болезни - нарушение генотипа - накопление негатив. мутаций. Путь
решения - изм-ие типа цив-ции.Одна из актуальных проблем философии–проблема
взаимоотношения общества и природы. Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии
проявлений. Это объективная еальность, которая
существует вне и независимо от нашего сознания.Природа ( в узком смысле слова)–совокупность
естественных условий существования. Общество–форма совместной жизнедеятельности
людей. С азвитием
общества и философской мысли менялись представления о взаимоотношениях общества
и природы. Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны. Идея общества–жить в
согласии с природой. Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее
существо, противопоставлен «низшей» природе,
возвеличен над природой. Возрождение: Природа–источник радости, красоты,
вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Природа противо- поставляется разрушающей
цивилизации. Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать ее господином».ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между
природой и человеком. Зависимость человека от природы привела к
необходимости изучения соотношение биологического и социального и в человеке и
в обществе. Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе
главная причина–биологическая.
«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический
суперорганизм (экономическая жизнь–обмен еществ, деньга–частицы «крови»). Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой
семьи (как следствие прироста народонаселения). Вопрсы
взаимодействия природы и человека
связаны с понятиями «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода, почва,
атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в производственный процесс.Уровень воздействия
человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической
вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития
человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил
ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым
взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает
возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед
человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь —экологическую.
Сегодня о проблемах экологии мы
фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и
окружающей среды.