33. Общество и общественные отношения как предмет
философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории
общества.
К.Маркс выделял три основные исторические типа
социальности:
-отношения личной зависимости (1),
-отношения вещной зависимости при личной независимости
(2),
-отношения свободных индивидуальностей (3).
1. Отношения личной зависимости характерны для всех
докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для
классово-антогонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко
регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община,
сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и
давлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения
(дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же
заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь
личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от
первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из
коллектива и осознает себя принадлежащим роду.
2. С развитием капиталистического товарного производства
ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся.
Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не
связанных отношениями личной зависимости. Это обусловленно осуществляющимися
при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда.
Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает
освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед
индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств
материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек
производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то
в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким
образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой
протеворечивый процесс: наряду с освобождением человека отсословных и прочих
уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм
и ростом маштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от
общества и друг от друга.
3. На основе общественной собственности складывается
новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от
примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с
коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антогонизм личных и общественных
интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности.
Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть
основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а
способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в
зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива.
При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной
в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.
Традиционный взгляд на историю подчеркивает, что процесс развития
общества состоит из следующих хронологических стадий:
примитивное коммунистическое общество, рабовладельческое общество,
феодальное общество и капиталистическое общество. Согласно
этому взгляду, современные
времена расцениваются как процесс
формирования капитализма. Однако
этот тип классификации слишком
упрощен, чтобы правильно
разобраться, оценить и предсказать историю. Большинство обществ
имело сложные экономические системы с различными системами ценностей. Например, многие тоталитарные
государства в древности не были полностью основаны на рабстве, но в
определенной степени использовали налогообложение или дань. Экономическая
система США, которая была основана на
пуританизме, были чисто капиталистическим обществом,
но использовала рабство.Отнюдь
не зрелый феодализм
сколачивал дорогу для капитализма. Появление и
развитие капитализма в
Западной Европе не было
автономным явлением и в значительной степени зависело от следующих факторов:
1)влияние ислама; 2)Ренессанс; 3)Реформация; 4)экспансия за пределы
Атлантического океана и, как результат,накопление капитала; 5)формирование городов и гражданских обществ во время
индустриальной революции ;6)развитие промышленности.Переход к
капитализму был произведен
достаточно
агрессивно.Огораживание
общинных земель в
Англии может рассматриваться как индустриальная революция в сельском
хозяйстве.
Это движение состояло из:1) перехода
собственности на землю от общественного к частному сектору; 2) почти
принудительной закупки земли у мелких независимых фермеров; 3) формирование
крупномасштабного промышленного сельского хозяйства.Многие фермеры были высланы из
деревень в города, где
они стали наемными
работниками и зарабатывали только жалкие гроши. До
огораживаний фермеры могли поддерживать себя
сельским хозяйством; и
они иногда радовались, когда на
их столах были предметы роскоши, такие как чай,
мясо и сыр, полученные в обмен на
продукты, произведенные их собственными
руками.После огораживаний несчастные фермеры сбегали в города и блуждали с
места на место в поисках рабочих мест на фабриках.
Индустриальная цивилизация, сразу же за индустриальной революцией, неизбежно
раздулась до гигантской
сегодняшней индустриальной цивилизации. Промышленность менее
зависит от капризов природы по
сравнению с сельским хозяйством.
Промышленность ломает механизмы циркуляции, которые существовали в сельском
хозяйстве, и истощает природу при ее эксплуатации. Полагали, что промышленность может расширяться
бесконечно без любых ограничений по времени и месту. Такое мышление могло быть принято, когда масштабы промышленности были еще
малы и природа имела бесконечные
ресурсы. Сегодня гигантские индустриальные системы
сталкиваются с серьезными
проблемами конечности Земли, а
именно, истощением ресурсов и ухудшением окружающей среды.