32 Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает
устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас
(Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
Основные проблемы: -что есть
благо;-какова природа ценностей; -как они связаны между собой; -как соотносятся
ценности и "факты" реальности и т.д.
Совокупность материальных и
духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для
прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет
культуру. Культура-все созданное человеком; совокупность созданных и
создаваемых человеком ценностей; качественная характкристика уровня развития
общества. Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт
из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения
составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие
нравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между
людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не
противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства
окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать
в окультуренной среде своего обитания + общественные отношения(формы социальной
организации культуры) обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение.
Ц.-социокультурное образование. Не Ц., а К.-единственный критерий социального
развития общества.
Социальные функции культуры. Многообразными способами
включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону
деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта,
знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них которые
находятся как-бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом
человеческой деятельности, и сама эта деятельность-все это дает результат,
который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.
Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и
начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение
ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход
научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы
различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технической мысли
вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе
социальные, экономические и политические процессы. Но не все что было рождено
человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом
исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным
причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия
просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и
т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех
"предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом
осуществляется как-бы "социальный отбор" этих предложений и то каким
он будет зависит от текущего состояния развития общества. Для раскрытия темы "Ценности и их роль в
жизни человека и общества" прежде всего необходимо исследовать две
проблемы, а именно: 1) "ценность и бытие", 2) "свобода как
главное условие поведения."Первая проблема находит свою реализацию
посредством бытия человека как существа деятельного, что может быть выражено
двумя тезисами: "Деятельность - это способ существования человека, а сам
человек - это действующее существо."Если бытие человека - суть его
жизнедеятельность, то каковы основные виды деятельности?На основании субъект-объектных
отношений можно выделить в жизни каждого человека четыре основных вида
деятельности, а у деятелей искусства и пятый вид (синтезирующий основные):
преобразование, познание, общение, ценностная ориентация и эстетическая
деятельность.
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
в зависимости от объекта предстает как ТРУД (то есть преобразование природы, то
есть преобразование общества),как преобразование человека, взятого в его
физическом и в его духовном бытии, как преобразование своего собственного «Я»
/эго/. Преобразовательная деятельность в зависимости от субъекта носит
индивидуальный характер (ремесленник, философ...); социально-групповой характер
(производство, война, революция...); общества, взятого в целом, характер
(экология, глобальные проблемы...).Можно различать в преобразовательной
деятельности реальное и идеальное, производство - распределение - обмен -
потребление, продуктивное и репродуктивное.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
раскрывается через субъект-объектные отношения посредством категорий
"сознание", "познание", "знание",
"практика" и вытекающих из них понятий
.КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или
ОБЩЕНИЕ - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов на
основе ценностных ориентиров, в котором происходит обмен деятельностью,
информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами
деятельности.Подчеркнем, что коммуникативная деятельность - это одно из
необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности
каждого человеческого индивида.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - и является предметом анализа в данной теме курса философии.
Главное: во всех возможных случаях этой деятельности носитель ценности
предстает перед субъектом именно как объект, который соотносится со своими духовными
потребностями, способностями, интересами, устремлениями, идеалами.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
рассматривается в философии искусства (то есть в эстетике). Основное: В
искусстве как художественном основании мира происходит органическое слияние,
полное совпадение четырех основных видов деятельности, в результате чего и
рождается пятый ее вид - эстетическая деятельность - обладающая целостностью и
неразложимая на составляющие ее компоненты.Что же такое ЦЕННОСТЬ ?Этим термином
обозначают явление действительности, которое значимо для человека, для социума,
для культуры. Явление же значимо, если оценивается в отношениях добра и зла,
истины и лжи, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого,
допустимого и запретного и так далее.Следует заметить, что способы и критерии,
на основании которых производятся сами процедуры оценивания явлений
действительности, закрепляются в общественном сознании и культуре как
"субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели
и проекты). Все это выраженное в форме нормативных представлений выступает
ориентирами деятельности человека.Подчеркнем, что человек относится к миру как
бы двумя полюсами: "субъектные ценности" и "предметные
ценности".
Заметим, ценностей существует
великое множество. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ позволяет производить
классификацию (деление, объединение) по разнообразным основаниям (критериям).
Приведем три наиболее значительные группировки ценностей.
Первое основание классификации -
вид человеческой деятельности - дает: ценности познания (истина, правда,
заблуждение, ложь);ценности общения (благородство, отчуждение, вежливость,
верность, гордость, доверие, зависть, ревность, скромность, сочувствие,
ханжество, честолюбие);преобразовательные ценности (выносливость, стойкость,
смелость, дисциплинированность, солидарность, конкуренция, взаимопомощь,
соревнование, трудолюбие, бережливость);ценности смысловые (ориентировочные), а
именно: "здравый смысл", заповеди христианства, аскетизм, гедонизм,
эвдемонизм, утилитаризм, альтруизм, эгоизм, скептицизм;ценности искусства как
процесса художественного освоения действительности: прекрасное, которое
выступает во множестве конкретных вариаций (изящное, грация, миловидность,
великолепие и так далее), безобразное (уродливое), возвышенное, которое имеет
ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и тому подобное),
низменное, трагическое, комическое.
Второе основание классификации -
объект действия - дает в современном обществе:ценности экономики;ценности
социальных отношений, обеспечивающих воспроизводство человека как главной
производительной силы общества и как личности;ценности
нравственности;политические и правовые ценности;эстетические ценности;и
мировоззренческие ценности (мифологии, религии, философии).
Третье основание классификации - субъект
действия - дает в конце двадцатого столетия: ценности человека как личности,
как индивидуальности;ценности устойчивых объединений людей (общности,
организации, коллектива, ячейки);ценности человечества (общечеловеческие
ценности).