30. Познание, его
сущность и цель. Чувственная и логическая ступени познания. Их содержание и
формы.
Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.
С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.
По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.
С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.
Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.
В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.
С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.
Четыре основных принципа теории познания:
1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).
2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...
Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.
3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).
4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в
виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления,
представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.
Диалектика чувственного
и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность
сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с
одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм,
сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной
значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него
оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в
виде наглядных схем, символов, моделей.
Вместе с тем чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и
рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым
удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их
обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны
наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным
пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.
Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.
Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.
Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.
Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.
Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.
Логическое
знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют
другие.
Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени
познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной
самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей
специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
Логическое
познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логического познания:
1) Познание - основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.
2) Суждение - это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).
3) Умозаключение - связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).
Законы логического познания:
1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же.
2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.
3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.
4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
“Если есть В, то есть его основание А”.