3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов
можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют
ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.
Общенаучные методы используются группой наук.
Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее
исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы
мышления, всякого познания.
Философские методы, будучи
универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных
задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных
методов, а конкретизируются ими.
Необходимость выбора и обоснования
методов породила специфичную область философского и научно-теоретического
знания – методологию.
Соотношение теории и метода.
В общем случае, теория – результат
процесса познания; метод – способ постижения и построения этого знания.
Однако в философии каждое теоретическое
понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория
и есть одновременно метод.
В силу этого, философия выполняет общую
методологическую функцию для всего научного познания.
Проблема метода в философии – познаваем
вообще мир или нет и как его познавать…
Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»).
Понятие «диалектика» Возникло в Др. Греции и
первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.
Диалектика – учение о наиболее общих законах
развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески
познающего мышления.
Диалектика выступает в единстве двух
сторон – субъективной и объективной.
Субъективная диалектика – развертывается
в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от
человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития
мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в
сознании человека.
Объективная диалектика – теория развития
объективного бытия, существующего независимо от человека.
Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы
материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает
движущую силу и источник всякого развития.
Диалектика – не простое констатирование
того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и
преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории
(диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики)).
Диалектический метод альтернативен: метафизическому и эклектическому.
Метафизика отрывает противоположности друг от
друга, не видит их связи или их противоречия.
Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или
иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с
другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого
мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его
составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.
Представления о метафизике приобретут
более конкретный вид, если сравнить две концепции
развития – диалектическую в метафизическую.
Метафизическая…
– Рассматривает развитие
как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения)
или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений,
т.е. отрывает противоположности друг от
друга.
– Далее, метафизическая концепция видит
источник развития только во внешнем
воздействии на вещь.
– Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Диалектическая же концепция видит источник развития в
единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство
количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как
развитие по спирали.
Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с
догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического
отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из
одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей
колокольни".
Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое,
произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.
Быть диалектиком – значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и
отсталости.
Проблема метода.
Д.(Декарт) ищет безусловно достоверный исходный
тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот
тезис, построить столь же достоверное здание науки.
За исходный пункт он принимает сомнение
в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике
(схоластика – тип религиозной философии; хар-ся
соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и
интересом к формально-логическим проблемам)).
(Это сомнение есть
только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако само
сомнение во всяком случае существует).
Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если
т.о. сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь
поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве
мыслящего. (Я мыслю, следовательно – я существую).
Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не
требует логического док-ва, он есть результат
интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет
необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий
истинности знания т.о. у него не в практике, а в
человеческом сознании. (НО: необходимо учитывать практику вместе с мышлением).
Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу
этого для доказательства реального существования мира необходимо док-во существования Бога.
В числе прочих идей в уме сущ-ет идея Бога. Как
понятие о существе всесовершенном, идея Бога обладает
большей реальностью чем все др. идеи.
В причине должно быть по крайней мере столько же
реальности, сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть
следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог.
Но если всесовершенный Бог сущ-ет,
то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама
возможность познания.
Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин
(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
!!! !!!
В познании главную роль играет разум – рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности
знания может быть только сам разум.
В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.
В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено
достоверно.
Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти.
Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют
преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.
Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.
Метод Декарта состоит из 4 требований:
1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые
представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в
истинности;
2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
3. методически переходить от известного и
доказанного к неизвестному и недоказанному;
4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные
законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
6. Возможность и действительность.
+__________
Наблюдение; и эксперимент: простейший, измерительный, количественный,
мыслительный, социальный.
Моделирование, мыслительное конструирование понятий.
Системный подход – сочетание методов.